Прогулки с королями

№6 (59) 11-12/2018

 

Наверное, в каждой стране есть места, где наиболее явственно ощущается ее душа. В Южной Корее это, безусловно, дворцовый комплекс Кёнбоккун. Когда ступаешь по камням, помнящим шаги королей и принцесс,

когда бродишь по музейным залам с подлинными историческими экспонатами, когда любуешься затейливой резьбой на карнизах крыш дворцов и чудесным маленьким прудом с беседкой посередине, когда рядом с тобой чинно прогуливаются дамы, кавалеры и даже короли, словно сошедшие со старинных гравюр, – неизбежно возникает ощущение, что именно здесь встречаются прошлое и настоящее.

Королевский трон в служившем рабочим кабинетом малом дворце Сачжончжон

Сам дворец был построен еще в 1394-м году, вскоре после основания династии Чосон. Здесь, в сердце нового государства, свершались важнейшие дела – от коронации до подписания законов. Судьба же дворца на протяжении веков оказалась крайне драматична. Во время японского вторжения в ходе Имчжинской войны 1592 – 1598 годов все дворцовые сооружения были сожжены и разрушены, после чего на 270 лет здесь воцарилось запустение, а королевской резиденцией стал «Восточный дворец» (Чхандоккун). Лишь в 60-х годах XIX века, в правление предпоследнего корейского короля Коджона, дворец был отстроен заново и восстановил свой статус. В те времена комплекс насчитывал 330 зданий и 5792 комнаты. Но при японской оккупации, начавшейся в 1910 году, первым, что разрушили захватчики, вновь оказался многострадальный дворец. Как символ корейского государства. На его территории был возведен дом генерал-губернатора. До наших дней в первозданном виде дошли лишь десять сооружений. Правда, наиболее важные. Все остальные были восстановлены уже после Корейской войны начала 50-х.

Сегодня Кёнбоккун входит в пятерку сохранившихся дворцов в Сеуле и лучше всех передает образ жизни и культуру королевского двора. О том, какие невероятно красивые здесь проводятся церемонии смены караула, я уже подробно рассказывал в прошлом репортаже. Интересно, что все сооружения возведены согласно фэншую –  даосскому учению организации пространства, когда места для строительства домов или захоронений выбираются так, чтобы энергетические потоки данного места оказывали наиболее благоприятное воздействие на находящихся там людей. В Азии существует несколько теорий на этот счет. В Корее самым удачным считается расположение внутри каких-то природных стихий. Сеул построен так, чтобы и город, и дворец находились в окружении гор. А поскольку линия, соединяющая самые высокие горы на севере и юге, проходит не ровно по оси «север – юг», а немного смещена в восточную сторону, то и дворцовые здания были возведены с учетом этого фактора.

Когда кавалер – король!

Общая площадь комплекса достаточно большая: 410 тысяч кв. метров – так что погулять есть где. Но, как рассказал наш гид Максим, когда он приводит сюда группы с туристами, уже побывавшими в Запретном городе Пекина, то они часто с некоторым разочарованием говорят, что по сравнению с китайским собратом корейский дворец выглядит маленьким и скромным. На самом деле он лишь примерно в два раза меньше китайского, а ведь во сколько раз Поднебесная превосходит Корею?.. Оба дворца – и пекинский, и сеульский –
были выстроены по одному стандарту, описанному в древней рукописи, дошедшей до наших дней. Там подробно рассказано, как должен выглядеть настоящий дворец. Но в Китае он постепенно разрастался в размерах, а в Корее остался таким же, каким и был. А еще мы заметили, что во всех сооружениях не было какой-то особой роскоши – всё достаточно просто. Потому что соблюдался принцип: королевская семья должна была жить скромно, не слишком отрываясь от обычных подданных. Спали на полу, еда, конечно, была побогаче, но тоже без излишеств. И наряды монарших особ, которые мы видели в музейных залах, не сказать чтобы были чересчур роскошными. В фильмах же про те времена слишком многое преувеличено.

Внутри самого комплекса можно выделить четыре основных сооружения. Самое главное – тронный зал Кынджонджон, который использовался в особо торжественных случаях: для проведения коронации, свадеб, издания указов, приема иностранных послов. Когда мы вышли на выложенную брусчаткой площадь перед этим дворцом, оказалось, что она разделена дорожкой на две части и по каждую сторону выстроились небольшие каменные столбики с какими-то надписями. Обозначали же они ранг чиновников. Во время церемоний вся «вертикаль власти» (но не ниже 9-го ранга) должна была стоять рядами на уровне тех столбиков, которым соответствовал их чин. И чем он был выше, тем ближе к королю находились его обладатели. При этом военные располагались на одной стороне площади, а гражданские чиновники – на другой.

Тронный зал Кынджонджон – главное здание дворцового комплекса

Но чтобы подойти к тронному залу, нужно миновать трое ворот. У первых и проходит смена караула. А вот между вторыми и третьими течет маленькая речка с горной водой. Ее создали искусственно, чтобы символически разделить два мира: трансцендентный мир монарха, «сына неба», и земной мир обычных людей. Но поскольку эти два мира не существуют отдельно друг от друга и между ними должна быть непрерывная связь, мостик через речку их соединяет.

Вдоль моста нас встретили несколько скульптур животных, защищающих дворец от злых духов. Большинство ученых считают, что это львы, хотя и довольно своеобразные. В Корее они никогда не водились, а узнали про их существование по рисункам в буддийских рукописях, которые доставлялись из Индии, где львы в те времена были распространены. Поэтому для корейцев эти животные священны, но их изображения не слишком реалистичны. Зачастую царь зверей выглядит как генно-модифицированный: голова одного животного, на теле вместо шерсти – чешуя, а лапы и хвост еще от кого-то. Кстати, один из львов на мосту показывает язык. И что он хочет этим сказать?

Западные ворота дворцового комплекса

Второй по важности комплекс из трех зданий служил рабочим кабинетом короля, где он осуществлял повседневную деятельность и принимал своих чиновников. В самом большом из них – малом дворце Сачжончжон –
мы через открытые двери увидели еще один королевский трон.

Третий комплекс – личные покои короля. Четвертый – королевы. Надо сказать, что король и королева – это не супружеская пара в привычном для нас смысле, здесь совсем другие понятия. Целью брака было рождение наследника – чрезвычайно важное событие для стабильного развития династии и всего государства. Брачная жизнь регулировалась чиновниками, которые за это отвечали. Придворные астрологи вычисляли, когда наступало самое благоприятное время для зачатия детей. А для любовных утех у короля были иные возможности. Королеве в этом плане было сложнее.

Наконец, были собственные покои и у вдовствующих королев.

Что еще бросилось в глаза, когда мы осматривали дворцы: на скатах крыш некоторых зданий выстроились друг за другом фигурки каких-то человечков и диковинных животных. С какого времени они начались устанавливаться и по какой причине – никто точно не знает. Считается, что это герои сатирического китайского романа XVI века «Путешествие на Запад». В нем рассказывается, как один китайский монах отправился в Индию за буддийскими сутрами. А его спутниками были царь обезьян, конь-дракон, получеловек-полусвинья и другие фантастические персонажи. Но каким образом персонажи из романа, связанного с буддизмом, попали во дворец, восстановленный королем, исповедовавшим конфуцианство, – загадка.

В сеуле очень популярна традиционная корейская одежда ханбок, которую можно взять в многочисленных пунктах проката и отправиться в ней к любимым достопримечательностям

В сеуле очень популярна традиционная корейская одежда ханбок, которую можно взять в многочисленных пунктах проката и отправиться в ней к любимым достопримечательностям

Очень красивым местом оказался пруд в саду Хувон, такой же рукотворный, как и речка. Посреди водной глади на 48 гранитных колоннах здесь установлен павильон Кёнхверу, считающийся одним из самых красивых в стране. В этой открытой беседке короли любили устраивать пиры и принимать гостей. Недаром его название можно перевести, как «павильон радостных встреч». Кстати, его изображение есть на банкноте в 10 тысяч вон.

Сегодня это место очень полюбили нарядные девушки, которые с удовольствием делают селфи на фоне пруда. Я уже упоминал в прошлый раз, как распространена в Корее мода на ханбок – традиционную корейскую одежду, которую можно взять в многочисленных пунктах проката, имеющихся во всех туристических местах. В основном это, конечно, наряды высших сословий, включая и короля с королевой. Так что монарших особ мы за несколько часов встретили больше, чем их было за всю историю существования всех династий, вместе взятых.

Автомобиль императора Суджона
Идолы и лимузины

А вот посетить после прогулки музеи, также расположенные на территории дворца, – это как к красоте добавить ум. Очень интересные и уникальные экспозиции! Здесь находятся два национальных музея: королевских реликвий и этнографический. В первом из них в 10-и залах собрано всё, из чего складывалась жизнь короля и его семьи и с чем они соприкасались как в повседневной жизни, так и при исполнении государственных обязанностей. Чего только здесь мы не увидели: королевский трон, золотые тугры, печать королевы, подвески принцессы, «анналы династии Чосон», паланкин, ритуальную посуду королевской усыпальницы, водяные часы, разнообразные королевские облачения. Даже на канцелярские принадлежности того времени интересно было глянуть. А на десерт – сверкающие красавцы-автомобили короля и королевы.

Львов корейцы никогда раньше не видели, поэтому изображали часто своеобразно: голова – от одного животного, на теле вместо шерсти – чешуя, а лапы и хвост еще от кого-то

Этнографический же музей, пожалуй, еще насыщеннее и информацией, и экспонатами. Самые забавные встретили нас на подходе к музею. Это была целая армия идолов-долгожителей – ведь они сохранились еще с языческих времен. В те времена их обычно устанавливали у входа в деревню для охраны от козней злых духов. Большинство увиденных нами было из камня, что понятно – потому и сохранились. Но, вообще, чаще их делали из дерева. Исключение составляет Чеджудо – остров вулканического происхождения. Веками здесь возле дома устанавливали изготовленные из черного вулканического туфа скульптуры широконосых и лупоглазых старичков Тольхарубанов, высотой доходивших до трех метров.

Помимо идолов были здесь и памятные знаки, на которые наносились записи поучительных историй в назидание потомкам. Обычно такой знак ставили на черепаху – символ вечности – и помещали в небольшой павильончик.

Паланкин

Всего же в музее этнографии представлено 20 тысяч экспонатов древней культуры и 4 тысячи фольклорных реликвий. Он тоже имеет несколько залов. В первом рассказывается про историю корейского народа, причем в качестве начальной точки взята эпоха палеолита, когда и корейцев еще не существовало, а обитателями этой земли были совсем другие племена. Только в железном веке сюда пришли люди, из которых и стала складываться корейская нация, путь которой в музее прослежен вплоть до начала XX века, когда оборвалась династия Чосон.

Второй зал посвящен повседневной жизни корейцев в разные времена года. Здесь выставлено множество сельскохозяйственных инструментов, орудий для охоты и рыболовства, убранство жилых помещений.

В третьем прослежена жизнь обычного корейца (хотя и более-менее зажиточного – ведь беднякам не до соблюдения церемоний) от рождения до смерти.

Побывать в музеях рад Наш детсадовский отряд!

А четвертый был отдан детям, где им рассказываются древние легенды, сказки. Кстати, юных экскурсантов при нас было предостаточно. Их сюда приводили целыми группами воспитатели из детских садов.

Наконец, периодически в музее устраиваются разнообразные выставки. Во время нашего посещения, например, работала выставка, рассказывавшая о влиянии соли на развитие цивилизации. Кроме того, на верхних этажах здания расположены исследовательские центры.

И, конечно, надо добавить, что абсолютно все экспонаты в обоих музеях подлинные, а вход, как и во все государственные музеи, бесплатный. 

(Продолжение. Начало в №№ 57, 58)

Окончание следует

Текст и фото: Владимир КАКАУЛИН