Когда в декабре 1492 года Колумб открыл остров Гаити, названный им Эспаньолой, он не только положил начало испанской колонизации, но и дал толчок изменению самого ландшафта острова. С Канарских островов конкистадоры привезли
бананы и сахарный тростник, которые нашли здесь для себя благодатные условия. Пройдет немного времени, и плантации сахарного тростника станут привычным пейзажем, открывающимся гостям острова.
…Справа и слева от нашего автомобиля, пробивавшегося сквозь пелену пыли, оставляемую передней машиной, колосились зеленые заросли растений, чьи стебли в течение многих столетий были одним из главных сокровищ страны.
Расцвет пришелся на конец XIX века, когда мировые цены на сахар непрерывно росли, а с ними в страну потекли огромные финансовые потоки. Манна небесная сыпалась до начала 70-х годов прошлого столетия, когда в США, которые стремились уменьшить свою зависимость от импорта сахара, начался стремительный взлет производства кукурузного сиропа. Этот сироп богат фруктозой и обладает теми же вкусовыми качествами, но его выработка гораздо дешевле. В результате цены на сахар стали падать, а руководство Доминиканской республики всерьез задумалось, чем восполнить прорехи в экономике.
Но нет худа без добра. Помимо расширения плантаций кофе, какао, тропических фруктов, создания свободных экономических зон, в стране стал активно развиваться туризм – были построены первоклассные дороги, возведены шикарные гостиницы и целые туристические городки, в которых ныне реализуются ультрасовременные концепции мировой индустрии туризма.
А пока за окошком автомобиля все чаще возникали картины, характерные скорее для далекого прошлого, чем XXI века. На обочинах валялся мусор, здесь же под колонкой кто-то мыл голову, на убранном поле чернокожие рабочие сгружали порубленный тростник в огромную телегу, запряженную волами, а вот уже и сами могучие животные, передняя пара которых была соединена деревянной колодкой у основания рогов, медленно брела по проселочной дороге нам навстречу, не обращая ни на кого внимания и без всякого сопровождения. Наш джип словно провалился в яму времени и теперь двигался по земле, обитатели которой еще не знали ни телефона, ни электричества, ни двигателей внутреннего сгорания.
Одно время на плантациях стали применяться комбайны, но оказалось, что они слишком высоко срезают стебли (а ведь больше всего сахара находится возле корней) и к тому же весьма прожорливы в плане горючего. Поэтому от них в итоге отказались и вернулись к старым добрым дедовским методам уборки урожая вручную, тем более что рабочая сила на острове почти даровая.
В этом-то все и дело. Доминиканцы здесь не работают – слишком тяжело, а платят крохи. Зато в неограниченном количестве под рукой имеются гаитяне.
Так уж вышло, что помимо испанцев на райский остров после его колонизации положили глаз и французы. Когда в начале XVII века испанские власти, боровшиеся с контрабандой, опрометчиво приказали плантаторам и торговцам из плохо контролировавшихся северных и западных территорий перебраться на юг, на обезлюдевшие земли хлынули французские претенденты на руку фортуны. В итоге западная часть острова (треть всей территории) в 1677 году перешла во владения французского короля. Соотечественники мушкетеров с особым рвением стали завозить африканских рабов, необходимых для работы на сахарных плантациях (коренные жители – индейцы таино – к тому времени почти все были уничтожены). Очень быстро рабы стали доминирующим этносом этой части острова и в 1804 году подняли восстание, основав первое в Новом Свете государство чернокожих граждан, получившее название Гаити.
Увы, новообразованная республика оказалась рожденной под несчастливой звездой. Государственные перевороты следовали один за другим, диктаторские режимы сменяли друг друга, бесконтрольная вырубка лесов привела к эрозии до этого плодородных почв и экологической катастрофе. Помимо жертв ураганов, привычных в этих местах, в 2010 году произошло страшное землетрясение, унесшее жизни более 200 тысяч жителей. В том же году разразилась эпидемия чумы. Беспорядки до сих пор периодически охватывают всю страну. Миссия миротворческих сил ООН фактически провалена. Сегодня республика Гаити – самая бедная страна в Америке, около 60% населения которой голодает.
Столь незавидное положение вынуждает гаитянцев пересекать практически открытую границу с Доминиканой и за сущие копейки трудиться на сахарных плантациях, мало чем отличаясь от своих предков-рабов.
За сотни лет здесь почти ничего не изменилось. Единственным инструментом по-прежнему остается мачете. Обрубая им под корень стебли, гаитяне заодно очищают их от листьев и оставляют тут же на плантации. Следом идет другая бригада, которая грузит тростник на телеги, а волы вытаскивают их с поля на дорогу. Там телеги цепляют к трактору, который везет их на взвешивание. Весы в достаточном количестве находятся неподалеку. За каждую тонну сахарного тростника гаитяне получают 3 (!) доллара. За день один рабочий может нарубить три, максимум пять тонн сахарного тростника. Затем сырье грузят в железнодорожные составы (пути подведены прямо к плантациям) и отправляют прямиком на заводы по переработке, крупнейший из которых находится в городе Ла-Романа (в нем на 100 тысяч человек населения приходится 20 тысяч рабочих этого завода).
А еще тростник – благоприятная среда обитания для тарантулов и змей, поэтому работать приходится в высоких резиновых сапогах и закрытой одежде – и все это под палящим солнцем.
Прав у гаитян никаких нет, ведь трудятся они здесь нелегально. Хозяева плантаций прекрасно знают, кому и сколько надо заплатить, чтобы власть имущие закрыли на все глаза.
Скоро с ними познакомились и мы.
Поплутав по проселочным дорогам в поисках подходящей плантации, мы остановились на обочине. Вооружившись мачете, припасенными в багажниках, мы храбро двинулись на неприятельское вой-
ско. На линии фронта наш командир Игорь провел краткий инструктаж.
– Рубить надо так, зачистку проводить вот так. Эту белую сердцевину можно попробовать на вкус. Только не глотайте – пожевали и выплюнули.
– Главное, – в заключение напутствовал он, – не перепутать с тростником ноги соседа!
Битва за урожай началась. Действуя поначалу неловко, скоро мы вошли во вкус и, может быть, даже заработали бы свои законные три доллара. Но тут рядом с нами словно из-под земли выросли нежданные гости, которые с интересом стали наблюдать за нашими действиями. Характерный загар не оставлял сомнений в роде их занятий.
В этот момент я как раз снимал стружку со стебля, чтобы добраться до сладкого сырца. Один из мужчин взял у меня мачете и за пару секунд продемонстрировал, как это можно сделать легко и эффективно. Затем протянул мне стебель. Когда я его взял, гаитянин стал жестами мне показывать: мани, мани («я же работал на тебя»).
По дороге Игорь рассказал еще много чего занятного о сахарном тростнике. Что хотя обрубают тростник под самый корень, тот через 9 месяцев дает второй урожай. После его уборки на поле остается много пожухлых листьев, которые сжигают, получая в качестве удобрения золу. Затем поле перепахивают, от срубленного тростника отрезают зеленые верхушки и сажают их горизонтально в землю на глубину примерно 15-20 см. Начинается новый цикл. А так как высаживают тростник в разное время, то гаитянам хватает работы на весь год.
А получают из тростника не только сахар. Из него изготавливают даже мебель. В последние же годы на его основе научились делать биотопливо, которое может стать альтернативой нефтепродуктам.
Но главное, он используется для приготовления рома – главного напитка всех пиратов Карибского моря и жителей Латинской Америки.
Когда первые рабы попали на плантации сахарного тростника (а было это в XVI веке), они очень быстро заметили, что при производстве сахара патока начинает бродить. Эту алкогольную жидкость они перегнали, и в результате родился первый ром.
Для самих рабов он был утешением в их горькой судьбине, а для мореплавателей южных морей стал настоящим спасением. Дело в том, что в отличие от пресной воды ром не портится и к тому же лечит от тропической лихорадки и спасает от цинги. Да и согревающие его свойства для души и тела никто не отменял.
В наши дни для стран Карибского бассейна ром стал одним из ключевых экспортных товаров. По сей день бóльшая часть рома в мире производится здесь и по течению реки Демерара в Южной Америке. В Доминикане главными брендами являются Brugal, Barseló, Bermúdez и Oliver, причем последний ориентирован в основном на внутренний рынок. Посещение местечка, гордо именуемого «Музей рома Oliver», и стало очередным этапом нашего путешествия.
Все пространство небольшого зала было уставлено бутылками и подарочными коробками с десятками сортов. Нас пригласили к барной стойке и предложили провести дегустацию нескольких сортов, рассказывая об истории и свойствах каждого.
Кстати, велась беседа на русском языке, потому что основали это уютное место, объединившее в себе функции дегустационного центра, магазина, бара и небольшого музея, наши бывшие соотечественники.
По вкусу ром очень похож на коньяк. Но если вкусовые оттенки коньяка зависят от различных сортов винограда, то ром имеет только одну производную – сахарный тростник. Есть еще один нюанс. Если ром выдержан менее 12 лет, то его используют для коктейлей, а более старших собратьев рекомендуют пить в чистом виде. Первый стоит от 20 до 30 долларов, второй гораздо дороже.
У рома Oliver изюминка в том, что его настаивают в бочках, где ранее выдерживали различные коньяки, виски и портвейны. За счет этого ром приобретает особые вкусовые оттенки.
Но если ром – достояние всего латиноамериканского континента, то у доминиканцев есть и свой собственный уникальный напиток, который не встречается больше нигде в мире. Называется он «мамахуана» (MamaJuana), или по-русски – «мама Ивана».
Происхождение как самого напитка, так и его названия уже давно обросло большим количеством легенд и мифов, так что вряд ли когда-нибудь мы узнаем истину. Но мамахуане это, скорее, даже к лицу, поскольку она сама имеет множество обликов. Не имея жестко заданной рецептуры и попадая в руки страждущего в виде полуфабриката, она зависит от воли и вкуса того, кто, подобно Пигмалиону, призовет ее к жизни.
В Доминикане я услышал такую историю возникновения напитка.
Когда-то индейцы таино, населявшие эту землю более тысячи лет, использовали для лечения и укрепления здоровья определенные корешки, травы, цветы, листья, кору и древесину деревьев в различных сочетаниях. Когда испанцы прибыли на остров, они, познакомившись с этой целительной практикой, решили совместить приятное с полезным. В качестве первого был выбран ром, только-только появившийся, но стремительно набиравший популярность. Такая настойка рома на целебных растениях с добавлением меда и стала прародительницей нынешней мамахуаны. Уже в наше время, когда республика превратилась в излюбленное место отдыха европейцев, последние привнесли в рецептуру новую составляющую – красное сухое вино, сделавшее напиток более мягким. Что касается происхождения названия, то наиболее правдоподобным выглядит то, которое не касается ничьей мамы. Вполне вероятно, что собака зарыта во французском сочетании dame-jeanne, что означает всего-навсего «оплетенную бутыль». Именно в такой таре этот напиток раньше и продавался.
Сегодня мамахуана приобретает все больше поклонников. Ее можно заказать в любом доминиканском ресторане и купить в магазинах в самых разнообразных вариантах. Дело в том, что продается она не только в готовом, но и сухом виде. Во втором случае в бутылку насыпаны целительные деревянные ингредиенты, а «запустить в жилы кровь» – наполнить ее алкогольной жидкостью – необходимо самим. А бывает, и самой бутылки нет – всё сложено в обычный пакетик (что, кстати, удобно для туристов – чемодан с покупками полегче и нечему биться).
Привез и я пару бутылочек с дровишками: одну подарил, другую оставил себе. Рецептов приготовления и соотношения компонентов тоже предостаточно. Есть где разгуляться фантазии. Я использую такой вариант.
В первый раз, чтобы убрать горечь, необходимо залить деревяшки любым алкогольным напитком и дать настояться не менее трех дней (если это крепкие напитки, такие как ром, коньяк, водка, виски), и две-три недели (а в идеале до месяца), если используется вино. Я выбрал второй вариант и дотерпел 30 дней. Полученный таким образом первый настой является непригодным для употребления и просто выливается. Считается, что при этом из растений выходят злые духи.
Далее берется 40% доминиканского рома, 40% красного вина и 20% меда, и все это заливается в бутылку. Ром (который в таком качественном исполнении купить на наших широтах затруднительно) можно заменить коньяком. Можно, конечно, использовать и водку, но не будем издеваться над священным напитком благородных донов.
Здесь я внес свою крохотную лепту в усовершенствование технологии: не заливаю компоненты по отдельности в бутылку, как указывается в рецептах, а сначала перемешиваю их в баночке, чтобы мед нормально растворился.
Все это надо настоять в темном месте дней пять – и вот мамахуана предстает во всей своей красе. Самое главное, что процесс этот можно повторять до 20 раз и даже больше – пока кусочки дерева не приобретут угольно-черный цвет.
Вкус напитка описать трудно, сладость меда хорошо уравновешивается небольшой остающейся горечью растений. Только не надо забывать – это целебный напиток, и пьют его маленькими дозами – не больше рюмки за один раз. Тогда и эффект будет лечебный.
Доминиканцы верят, что мамахуана великолепно укрепляет иммунитет и излечивает от разнообразных заболеваний. Но основное ее действие состоит в том, что это напиток страсти – он усиливает потенцию и восстанавливает репродуктивную систему человека.
Что ж, поверим и мы на слово потомкам испанских конкистадоров, тем более что проблем с рождаемостью, как я заметил, на острове нет.
…А пока наше сафари продолжалось, дорога уводила все дальше, а где-то вдали шумел и ждал океан.
Октончание следуе
Текст и фото: Владимир КАКАУЛИН, Андрей САКУЛИНСКИЙ
(Продолжение. Начало в № 39)
Copyright
© 2005-2021 · «Мир путешествий»
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Мир путешествий» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Мир путешествий».