Египет: исход и возвращение

№1 (42) 01-03/2016

После крушения в результате теракта российского авиалайнера А321 Египет как туристическое направление был закрыт. С тех пор в стране предприняли масштабные меры по усилению безопасности.

В конце января аудит всех принятых мер закончила Росавиация, а недавно в Египте побывала группа специалистов департамента безопасности Комитета гражданской авиации Казахстана. В состав комиссии вошли и два представителя туротрасли республики, которых вместе с руководителем египетской авивкомпании FlyEgypt мы попросили рассказать об итогах поездки.

Рашида Шайкенова, директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА):

Долгие годы Египет был одним из самых популярных маршрутов на карте выездного туризма Казахстана, поэтому потеря такого направления достаточно болезненно сказалась на состоянии туристической отрасли нашей республики.

После того как египетское правительство внедрило целый комплекс мер по усилению безопасности в аэропортах и на курортах, в страну были приглашены делегации из нескольких стран, в том числе Казахстана.

Р.Шайкенова (4-я слева), О.Нарышева (3-я слева) и М.Мохсен (крайний справа) среди членов казахстанской делегации

Задачей нашей небольшой экспертной группы было ознакомление с новой системой безопасности, которую египетское правительство разработало с помощью известной английской консалтинговой компании, специализирующейся в этой сфере. Египетская сторона предложила осмотреть два аэропорта: в Каире и Шарм-эш-Шейхе. Мы изучали, как происходит проверка пассажиров и выявление подозрительных лиц. Система безопасности выстроена так, что, начиная с терминала, пассажиры попадают под многоступенчатую систему досмотра. Контроль тщательный – вплоть до объяснения пассажирами причин наличия тех или иных предметов в багаже. Например, при нас заставляли вскрывать упакованные игрушки, чтобы убедиться в отсутствии запрещенных к перевозке предметов и веществ. Мы обратили внимание, что в этой работе задействованы многие службы. Помимо службы безопасности самого аэропорта, в досмотре участвует и полиция. А на последнем рубеже, перед посадкой в самолет, пассажиров встречает служба безопасности самой авиакомпании. Нам также показали святая святых аэропорта – место, где проверяется поставляемое на борт самолета питание, а также систему финального досмотра багажа. В случае каких-либо сомнений вызываются хозяева багажа, чтобы в их присутствии осмотреть содержимое.

По информации Комитета гражданской авиации РК, отечественная авиакомпания SCAT планирует возобновить с 19 марта выполнение чартерных рейсов по маршруту Алматы – Шарм-эш-Шейх – Алматы

Мы также увидели, как после посадки и выхода пассажиров возле каждого самолета дежурят полицейские и не допускают к нему никого из посторонних. Сама территория аэропорта, помимо того что она ограждена по периметру в соответствии с международными требованиями, охраняется полицейскими и военными в полном боевом снаряжении – с автоматами и на бронетранспортерах. Иначе говоря, действует двойная система охраны.

А на курорте Шарм-эш-Шейх мы убедились, как серьезно охраняется город. Во всех местах массового скопления людей находились сотрудники служб безопасности. Сами отели, которые мы посетили, также демонстрировали серьезное отношение к безопасности. Территория всех гостиниц ограждена, въезд контролируется службой безопасности самих отелей, везде стоят сканеры. То есть каждый владелец отеля дополнительно выстраивает еще и собственную систему безопасности. Конечно, все это не очень удобно для туристов, но зато такие меры вызывают чувство доверия.

Огульджан Нарышева, директор туристической компании «Globo Tour»:

Я обратила внимание, что на той территории, куда пассажиры не допускаются и где проверяется обслуживающий персонал, досмотр ведется так же строго, как и в случае с пассажирами. Все, что несут с собой техники и другие специалисты, сканируется, везде работают кинологи с собаками.

На улицах Шарм-эш-Шейха мы обнаружили, что помимо сил безопасности работает и туристическая полиция. Если кто-то из местных жителей вступает в конфликт с гостями, то его могут выселить из города.

Поедут ли в Египет туристы в ближайшее время – вопрос непростой. Представители туристической отрасли страны, скажем прямо, растеряны – слишком мало отдыхающих. Поэтому сейчас все делается для того, чтобы массовый турист вернулся. Правительством вложены в это огромные средства. Все отели приведены практически в идеальное состояние: всё чисто, красиво, утопает в зелени. Мы разговаривали с отельерами – в среднем, загруженность отелей 30%. Где-то было и 10%, но чувствовалось, как старается персонал все сделать для того, чтобы немногочисленные гости остались довольны.

Думаю, что первыми, кто вернется, станут дайверы. Чистое море с невероятно красивым подводным миром и развитая индустрия дайвинга – здесь для любителей подводного плавания созданы все условия. А когда откроются прямые авиарейсы и начнет работать сарафанное радио, тогда станет понятно, насколько в Египте всё действительно нормализовалось.

Мохамед Мохсен, генеральный директор египетской компании Jit Travel и представительства авиакомпании FlyEgypt:

Сотрудники FlyEgypt участвовали в осмотре казахстанской делегацией системы авиационной безопасности международного аэропорта города Шарм-эш-Шейх. На днях мы получили заключение по итогам поездки комиссии, в котором система безопасности и квалификация персонала, задействованного в ее обеспечении, оценены как высокие.

В нашей авиакомпании с самого начала была внедрена современная система безопасности, отвечающая всем стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Поэтому проблем с безопасностью у FlyEgypt не возникало и прежде. Те рекомендации, которые, например, российская сторона направила авиационным властям Египта (о присутствии охраны на борту во время полета, о проверке процесса заправки воздушного судна и другие), у нас уже давно выполняются. Дополнительные же меры безопасности приняты прежде всего в аэропортах: по досмотру пассажиров и их багажа, широкого использования кинологов с собаками, круглосуточного видеонаблюдения. Добавлю лишь, что наши сотрудники, когда багаж попадает в зону ответственности авиакомпании, всегда еще раз проверяют чемоданы и сумки. У всех самолетов выставлена охрана. Обслуживающий персонал может получить доступ к самолету только с разрешения командира корабля и под присмотром членов экипажа. Мы встречали инспекционную комиссию из Англии, которая три месяца работала в Шарм-эш-Шейхе. Все ее дополнительные рекомендации уже выполнены. Заключение комиссии, как мне известно, направлено премьер-министру

Великобритании, и с конца марта планируется восстановить авиасообщение с этой страной. Работали мы и с представителями России, которые дали высокую оценку действующей в компании FlyEgypt системе безопасности полетов.

С начала марта мы планируем организовать прямой рейс из Алматы в Шарм-эш-Шейх и обратно с периодичностью один раз в 10 дней, а потом довести количество рейсов до двух в неделю. Поэтому могу сказать лишь одно: добро пожаловать в Египет!