Борнео: тропический остров сокровищ

№4 (45) 07-08/2016

Начало нашего сафари было назначено на 6 утра, но проснулись мы задолго до рассвета от громкого пения муэдзина из соседней мечети. Взбодрившись чашкой кофе, мы немного погодя тронулись в путь.

Утро выдалось туманное, густая пелена висела над рекой, даже кроны высоких деревьев плыли в утреннем молоке. Лес только-только отходил от сна. Неожиданно мы увидели, что навстречу нам плывет трехглавый дракон.

Там на неведомых дорожках…

Приблизившись к лодке, дракон превратился в корягу причудливой формы. За ней следовало еще множество таких же коряг и бревен. За ночь уровень реки несколько повысился (вероятно, из-за прилива), и течение подхватило с берегов весь этот древесный хлам, так что пришлось нам заняться водным слаломом.

Я внимательно осматривалась по сторонам. Вот застыла на ветвях спящая семья пробоксисов, недалеко примостились кингфишеры в красочном оперении, варан дремал на берегу. Но постепенно туман таял и природа просыпалась: запели птицы, закричали обезьяны. И вот уже мы увидели, как через реку перелетело несколько птиц-носорогов, а цапля стала высматривать себе добычу на завтрак.

Плыли мы по течению реки довольно долго, пока не добрались до небольшого притока, и дальше уже по этой маленькой речушке стали забираться все глубже и глубже в джунгли. Кроны деревьев смыкались над головой, и казалось – мы плывем в сказочном туннеле. Деревья оккупировали птицы-носороги разных мастей, а на берегу были видны следы слонов, спускавшихся к водопою. Наконец, мы увидели просвет в конце нашего туннеля и выехали в заводь – небольшое озерко, окруженное высокими деревьями.

Вдруг в кроне одного из них появилась чья-то рыжая волосатая рука. Она схватила висевший рядом фруктовый плод и исчезла в гуще листвы. Затем высунулась вновь и ловко сорвала следующий. Так происходило несколько раз, пока не показался сам хозяин – это был большой самец орангутанга.

Он грозно посмотрел на нас, но, убедившись, что мы ему не конкуренты, потерял к нам интерес и даже позволил себя поснимать столько, сколько мы хотели.

Назад вернулись мы в 8 утра – как раз к завтраку. Вторая экскурсия была намечена на 4 часа дня, так что у нас было время отдохнуть, а после отправиться знакомиться с близлежащими окрестностями. За 20 минут неспешной ходьбы мы вышли к небольшой деревушке, называвшейся Суккау. Здесь мы обнаружили школу по соседству с кладбищем, магазин и другие блага цивилизации. Продолжить прогулку помешали сгущавшиеся после полудня тучи – мы едва успели возвратиться домой до начала тропического ливня.

Пришлось послеобеденную экскурсию заменять на ночную. Вооружившись фонарем, после ужина мы отправились в новое путешествие. Первой же находкой оказалась сова, сидевшая на ветке прямо напротив нашей лоджи, далее мы обнаружили спящего синекрылого кингфишера с огромным красным клювом. Что интересно, недоверчивые днем, ночью эти же самые птицы спокойно спят, сидя на ветках, и подпускают к себе очень близко – так что кажется, при желании их можно схватить голыми руками.

В Сепилоке обезьянам, пострадавшим от браконьеров и потерявшим родителей, помогают восстановить утраченные навыки и адаптироваться для жизни в условиях дикой природы

А вот животных мы никаких не встретили, да и откуда им взяться – по берегам реки понасажены пальмовые плантации, и везде живут люди. Большая удача уже в том, что мы увидели крупных приматов в дикой среде обитания. Для более глубокого знакомства с природой острова лучше забраться куда-нибудь в глушь – подальше от цивилизации.

Слона-то я и не приметил…

Главной целью речных экскурсий в последующие два дня стали поиски слоновьей тропы. Мы взяли противоположное направление – в верховья реки. Помимо ставших привычными разнообразных кингфишеров и пробоксисов, вылезших погреться на солнышке, мы повстречали белоголового орла, сидевших на голых ветках погибшего дерева выпей, а также речную выдру, выползшую на берег. В итоге нас довезли до маленького притока, перегороженного поперек сетями и окультуренного по берегам человеком. Почему здесь должен быть водопой диких животных – мы так и не поняли. Ни один здравомыслящий дикий слон сюда, как мне кажется, никогда не сунется.

В другой раз мы вновь отправились за удачей повстречать слонов. Плыли по основному руслу реки: по берегам опять целыми гроздьями свисали с деревьев семьи пробоксисов, необычная разновидность птиц-носорогов привлекала внимание, лангуры (обезьяны из семейства мартышковых) резвились в ветвях, а вот слоны, увы, так и не удостоили нас своим вниманием. Зато мы наблюдали за самкой орангутанга, мастерившей себе гнездо на вершине дерева для ночлега.

Когда одичание на благо

Следующим этапом нашей экспедиции стало посещение находящегося в 23-х километрах от Сандакана заповедника Сепилок, где разместился реабилитационный центр орангутангов. Здесь ухаживают за обезьянами, пострадавшими от браконьеров, потерявшими родителей, вызволенными из неволи. Им оказывают медицинскую помощь, но главное – помогают восстановить утраченные навыки и адаптироваться для жизни в условиях дикой природы.

Начинается экскурсия с просмотра фильма об орангутангах, который крутят ежечасно почти весь день. Самих животных в центре оказалось не очень много – в основном подростки и мамаши с малютками. Потешно было за ними наблюдать и фотографировать – они с удовольствием позируют на камеру, принимая смешные позы.

В 10 утра и 3 часа дня происходит кормление. Кормят орангутангов на двух специальных платформах с деревянными настилами. Первая из них открытая и от зрителей отделена невысокой сеткой. Чтобы увидеть вторую, посетители заходят в закрытый павильон, отделенный от платформы стеклянной стеной, и наблюдают за животными в комфортных условиях: с кондиционером и на мягких диванах.

Но в заповеднике водятся не только обезьяны – напротив центра орангутангов расположился питомник «солнечных мишек». Именно так переводится научное название рода Helarctos, единственным видом которого является малайский медведь, или бируанг, – самый маленький из семейства медведей (высота в холке 50–70 см, а вес 30–60 кг) и обитающий только на Борнео. Свое поэтическое название мишки получили из-за того, что у них на груди имеется большое светло-рыжее пятно, напоминающее по цвету и форме восходящее солнце.

В этот питомник мы и отправились на следующее утро. Здесь содержатся 35 медведей, но место их обитания разделено на две зоны: для юнцов и медведей постарше. В отличие от обезьян мишутки на халяву ничего не получают – сами ищут себе пропитание в лесу. В парке установлена платформа, с которой их можно наблюдать.

Так же, как и в случае с орангутангами, сначала мы посмотрели фильм о мишках, а уж потом пошли к ним на рандеву. Нам повезло, так как один – самый голодный – медведь проснулся и спустился вниз для поиска завтрака, остальные же лентяи спали: кто в ветвях высоко над землей, кто на корнях поваленного дерева.

Муравьи шутить не любят

Понаблюдав за мишутками с полчаса, мы и отправились в Центр изучения дождевых лесов (Rainforest Discovery Center). Он расположен в километре от Сепилока – 15-20 минут ходьбы, но кому лень идти пешком – может доехать на шаттле.

Здесь на огромной площади разместились образовательный центр, где можно узнать много интересного о дождевых лесах, ботанический сад с уникальной коллекцией растений, а над лесом на высоте 25 метров проведена подвесная канатная дорога длиной 347 метров. Также по территории парка проложены несколько троп, промаркированных указателями, по которым легко ориентироваться.

Мы выбрали самый длинный маршрут – протяженностью около двух километров. Тропа здесь проходит по настоящим джунглям, поэтому лучше быть в закрытой обуви; мы же пошли в сандалиях и были нещадно покусаны злыми муравьями. Да и опасность наступить на змею была вполне реальной – один раз летающая зеленая змея выползла прямо из-под наших ног и скрылась в зарослях.

Из более безобидных существ нам встретились множество красивых бабочек, игуана, ящерицы, разнообразные грибы и гигантское железное дерево (Sepilok Giant) высотой 65 м, являющееся местной достопримечательностью. А вот в ботаническом саду, куда мы заглянули позднее, наконец-то нами были найдены знаменитые непентесы, о которых я упоминала в первой части этих заметок.

«Уставшие, но довольные» (как раньше писали в школьных сочинениях), с чувством выполненного долга мы возвращались в отель, по пути вновь заскочив к милым солнечным мишкам и перекусив в местном придорожном кафе нехитрой, но сытной едой.

В центре изучения дождевых лесов нам встретилось множество красивых бабочек, игуан, ящериц, разнообразных грибов, а также гигантское железное дерево sepilok giant высотой 65 м, являющееся местной достопримечательностью

«К новым приключениям спешим, друзья…»

В пятницу 13-го числа мы вернулись в Сандакан. Несмотря на не слишком веселую комбинацию числа и дня недели, в городе было праздничное настроение – ведь пятница здесь выходной день. На улицы высыпало множество людей, а в одном месте в связи с открытием нового отеля давали неплохой концерт. Мне особенно понравились фольклорные танцы.

Рядом же с нашей гостиницей находилась пивная «Тигр», так что уставшим путникам грех было пройти мимо и не отведать холодного пива, которое подают в ведерках со льдом. В пивной сидело несколько компаний китайцев. Народ здесь пьет культурно, хотя закуски не заказывает; одной-двух бутылок на компанию из трех человек вполне хватает.

На следующий день мы перелетели в Кота-Кинабалу, прогулялись на прощанье по набережной, пожелав счастья встретившейся там свадебной чете (молодожены были одеты вполне современно: белое платье и фата у невесты, черный смокинг у жениха) и удачи рыбакам с удочками, еще раз взглянули на видневшуюся вдали плавучую мечеть – гордость Борнео, – и вот уже самолет, плавно покачиваясь в ясном небе, уносил нас все дальше к новым приключениям, ведь путь наш лежал теперь на Бали.

(Окончание. Начало в № 42)