Борнео: тропический остров сокровищ

№1 (42) 01-03/2016

Путешествие на этот остров планировалось давно, но откладывалось как что-то недостижимое. И вот сомнения отметены, информация собрана, план проработан. Вперед – за сокровищами!

Рыбы много, пива мало

Начальной точкой путешествия стал международный аэропорт столицы Малайзии Куала-Лумпур, где мы вдвоем с мужем оказались после почти 8-часового перелета из Алматы. Несмотря на прогноз, что ноябрь не лучший месяц для путешествий в этом регионе, начало оказалось удачным: температура воздуха +25С, влажно, но дождя нет – и это уже радует. Еще два с половиной часа полета до Кота-Кинабалу, столицы штата Сабах, – и мы на острове Калимантан, он же Борнео. Здесь прошел дождь, и низкое серое небо нависло над нашими головами.

В город можно было добраться автобусом за 5 ринггитов (1 доллар – 4,2 ринггита), но мы за 30 ринггитов взяли такси, так как не знали, близко ли находится остановка автобуса от нашего отеля.

Сама гостиница оказалась практически в центре города (пешком до набережной и торгового центра – 10 минут). Бросив вещи, мы начали знакомство с вечерним городом.

Едва мы вышли на улицу, как тут же окунулись в атмосферу праздника: около отеля проходил концерт, посвященный 100-летию лесничества штата и собравший множество народа. Полюбовавшись, мы двинулись по направлению к набережной.

Встретив по пути китайский ресторан с аквариумами и миновав деловой квартал, мы вышли к морю. Набережная была заполнена торговыми рядами, ломившимися от свежих деликатесов, тут же стояли кафе, в которых все это можно было попробовать. Правда, вид этих кафешек столь непритязателен, что иностранных туристов тут почти нет. Цены на всю эту морскую живность несколько высоковаты по сравнению с Таиландом, но вполне доступны. А вот любителям пива здесь ничего не светит, поскольку в кафе его не подают, а в магазинах выбор не велик и дорого.

Поэтому перекусив куриными крылышками и запив их фрешем из манго, мы вернулись в отель, где нас ждал сюрприз – грандиозный фейерверк в честь лесников, который мы наблюдали со своего 8-го этажа. В самом же отеле, как и в городе, много китайцев. Все надписи дублируются на китайском языке, по популярности он идет сразу после малайского и английского.

Еще бросилось в глаза большое количество католических храмов. Официально Малайзия – мусульманское государство, но на Борнео соотношение религий – 50 на 50.

Набережная в Кота-Кинабалу
Который час, мистер Аткинсон?

На следующее утро мы продолжили осмотр города. В 50-и метрах от гостиницы возвышается одна из главных архитектурных достопримечательностей острова – часовая башня Аткинсона. Она была возведена в 1905 году в честь британского офицера Френсиса Джорджа Аткинсона, который в начале прошлого века возглавлял администрацию города и был весьма уважаемым человеком на северном Борнео. Построена башня из дерева мирабау и, как утверждают, без единого гвоздя.

Немного дальше стоит белый дом-корабль – адвокатская контора штата. За ней начинается крутая лестница на холм с обзорной площадкой. С верхней точки, куда можно подняться за 10 минут, город виден как на ладони.

В этот же день мы посетили музей штата Сабах, находящийся на выезде из города. Здесь собраны такие экспонаты, как предметы быта обитателей острова, чучела животных, исторические материалы периода колонизации, археологические находки. Тут же находятся коллекция автомобилей, экспозиция жилищ местных народностей, кусочек рейнфореста (дождевого леса) и музей ислама. Интересно, что если выйти из музейного комплекса со стороны музея ислама, то попадаешь прямо к католическому собору «Святое Сердце». Лишний раз мы убедились в компактности города, поскольку обратно в отель добирались пешком, а времени у нас на это ушло всего полчаса.

Кстати, вход в музей стоит 15 ринггитов, столько же мы заплатили и таксисту, который нас сюда привез. А раз уж мы заговорили о деньгах, то советую менять валюту в китайских обменниках, причем самый выгодный курс оказался в центре делового квартала. Но можно использовать и банковские карты для оплаты: терминалы есть почти везде, даже в маленьких отелях.

Вечером мы решили основательнее изучить местную морскую кухню и вновь отправились на набережную. В этот раз наш ужин состоял из кальмаров, маленьких рыбок и огромных креветок на гриле, риса, овощей в арахисовом соусе, двух манго-шейков – и все это удовольствие обошлось нам в 60 ринггитов. А вот цены в seafood-ресторанах (в тех, что поприличней) гораздо выше, но зато там можно найти такие редкости, как креветку Богомол (30 долларов штука), рыбу-камень и устрицы.

Недалеко от столицы штата Сабах находится Национальный парк Кинабалу, знаменитый своими орхидеями и плотоядными растениями. В 2000 году он был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Ежики в тумане

Недалеко от города находится национальный парк Кинабалу, знаменитый своими орхидеями и плотоядными растениями. Он даже включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Именно сюда мы и отправились на третий день пребывания на Борнео.

Сдав поутру номер (у нас на два дня был заранее забронирован другой отель рядом с парком) и загрузившись в минибас, мы тронулись в путь. До парка – всего 90 км по хорошей горной дороге, но из-за пробок ехали мы два часа. На побережье стояла чудесная погода: солнце, чистое небо, но по мере продвижения вглубь острова облаков становилось все больше, и к нашему приезду над парком висела низкая черная туча.

Не успели мы купить входные билеты (по 15 ринггитов на брата, причем они действительны в течение двух дней), как пошел ливень. Хорошо, что мы захватили с собой куртки от дождя, бахилы, непромокаемую треккинговую обувь и зонтики – все это оказалось весьма кстати. В информационном центре мы взяли карту маршрутов и отправились в путь по направлению к Ботаническому саду.

Сад оказался закрыт на обеденный перерыв. Ждать целый час не хотелось, к тому же дождь закончился, выглянуло солнце – и мы отправились в джунгли.

В национальном парке Кинабалу

Здесь-то мы по достоинству оценили преимущества хорошей экипировки: тропинку то и дело пересекали десятки ручейков и речушек. Было ощущение, что ты продираешься сквозь сказочный лес: кругом высокие деревья, поросшие мхом, сверху капает вода, неба не видно. Сгустился туман, мы шли, как в молоке! Ободрял только гул проезжающих неподалеку машин – тропа была проложена вдоль автомобильной дороги. А вот сказочных персонажей встретить не пришлось – лишь маленькая красноголовая птичка, похожая на курицу, заметив нас, сбежала в джунгли. Но зато и москиты к нашему удивлению здесь не донимали, так что запас репеллентов нам не пригодился.

Нагулявшись, мы вернулись в отель, а на следующий день продолжили знакомство с парком. На этот раз у нас по плану было посещение второй части парка – Poring Hot Springs, известного горячими источниками. От главного входа это далековато – 46 километров: сначала необходимо добраться до местного городка Ранау, а затем еще 18 км до парка. Пришлось ловить машину: нас подобрал старенький минибас с единственным пассажиром – австралийкой, также добиравшейся до источников.

Эта часть парка расположена на высоте 565 м над уровнем моря, что на целый километр ниже главного входа. Разница в высоте существенно меняет погоду. Когда мы выезжали из отеля, над горой висел плотный туман, было сыро и холодно, здесь же светило солнце и было тепло.

На территории парка множество развлечений: горячие сероводородные ванны (главное, ради чего сюда едут), бассейны с холодной водой, подвесная дорога между деревьев, сад орхидей, парк бабочек, а также два водопада. Времени у нас было немного, поэтому мы сразу отправились к главной достопримечательности парка – водопаду Langanan, самому большому на Борнео (высота 120 м). Путь до него не близкий – более двух часов по горной дороге в джунглях. Не каждый отважится на такое далекое путешествие, поэтому на маршруте в тот день мы были единственными.

В пути нас встречали ближний 10-метровый водопад Kupingit, пещера летучих мышей, а также огромнейший мир разнообразных растений, насекомых и бабочек. Хватает здесь и пиявок, которые сидят на опавшей листве и цепляются за ваши ботинки в несусветном количестве, так что в открытой обуви идти не рекомендую. Даже несмотря на то, что мы были в треккинговых ботинках, длинных штанах и бахилах, несколько пиявок все равно добрались до вожделенных участков тела.

И вот, когда после двух с половиной часов пути силы наши уже были на исходе, а одежда промокла от пота, нам открылось потрясающее зрелище!

Выходишь из полога леса, а перед тобой 120-метровый красавец-водопад во всем своем великолепии. А на спуске нас ждала и замечательная чаша с манящей прохладной водой и удобным спуском для купания, чем мы и воспользовались.

Освежившись, мы двинулись далее – и тут-то нас и застал настоящий тропический ливень, который сделал бесполезными все наши накидки и зонты. Тропинка стала скользкой и опасной, но зато с каким наслаждением после изнурительного путешествия мы забрались в горячие ванны с водой из термальных источников.

Бесплатные сероводородные ванны Openbatharea включают несколько бассейнов с горячей водой, правда там много людей. Есть индивидуальные ванны: сам их наполняешь горячей и холодной водой до нужной температуры. Есть закрытые платные ванны (15 ринггитов в час). Есть также комплекс бассейнов Sladepool, где можно скользить из бассейна в бассейн.

Поблаженствовав полчасика в горячей воде и обнаружив еще нескольких присосавшихся пиявок в совсем уж неожиданных местах, мы двинулись в обратный путь.

К сожалению, из-за нехватки времени нам не удалось увидеть в парке непентесы Раджа – знаменитые плотоядные растения, которые могут ловить не только насекомых, но даже ящериц и крыс. По дороге в Poring Hot Springs видели также большой плакат, зазывавший посмотреть на раффлезии – другое знаменитое растение-паразит, большую часть жизни проводящее в тканях растения-хозяина, но периодически распускающее огромные необычные цветки диаметром больше метра и весом свыше 10 кг. Правда, остановиться возможности не было. Но в любом случае, впечатления остались незабываемые.

Снорки Мамутика

Мамутик – это один из пяти островов, входящих в морской заповедник Таман Тунку Абдул Рахман. Он же самый ближний из них – на скоростном катере сюда можно добраться за 15–20 минут. Именно на этот островок с забавным названием мы и отправились после возвращения в город.

Мы выбрали крошечный Мамутик (300х300 м) еще и благодаря наличию кораллов, дайвинг-центра, а также всех благ цивилизации. Пробыли мы здесь полдня, хорошо отдохнув и вдоволь насмотревшись на ярких рыбок, резвившихся у берега. На островке также живут большие вараны, «страшные снаружи, добрые внутри». Во всяком случае, вели они себя мирно. А вот для плаванья здесь довольно мелковато: воды по пояс и лишь с началом прилива ее уровень немного повышается.

Остров Мамутик

Весь день было солнечно, но после обеда погода как обычно начала портиться – горизонт над материковой частью вмиг затянуло кучевыми облаками и мы едва успели вернуться с острова до начала дождя.

Прощальный ужин в Кота-Кинабалу (перед отлетом в другую часть острова) мы, как обычно, провели в кафе seafood на набережной. Попробовали раковины гребешков, приготовленные на пару, и креветки на гриле. Гребешки, впрочем, оказались ничем не примечательны – мяса мало, по вкусу похожи на мидии.

Ужин с крокодилом

На седьмой день мы отправились на северо-восток острова. Перелет по маршруту Кота-Кинабалу – Сандакан занял всего 40 минут. Немногим больше ушло и на знакомство с небольшим городом, впечатление от которого осталось вполне приятное. Мы посетили выставку машин на местном стадионе, дошли до шопинг-молла, осмотрели рынок, перекусили в местной столовке (обед на две персоны обошелся в 8 ринггитов), а вечером сходили в бар, находившийся на крыше нашего отеля, откуда открывается чудесный вид на ночной город.

Но главной целью нашего приезда был трехдневный круиз по реке Кинабатанг, для чего мы заранее списались с представителями местной туркомпании, а также оформили разрешение на поездку в заповедник.

На следующий день представители турфирмы забрали нас из отеля и отвезли в лоджи на берегу Кинабатанга, состоявшей из нескольких коттеджей и открытой платформы у реки – это был и причал, и место, где нас кормили. Стоимость подобного круиза с питанием и трансфером из города и обратно составляет 600 ринггитов на человека, но нам сделали небольшую скидку – бесплатный трансфер.

Мы оказались здесь единственными постояльцами. На экскурсию к нам присоединилась только Таня из Новой Зеландии.

Оставив вещи в комнате и погрузившись на моторную лодку, мы отправились на ознакомительную поездку в речные джунгли притока Танангон. Около двух часов провели мы на реке, повстречав за это время длиннохвостых макак, несколько семей пробоксисов (носатых обезьян), отдыхавших на деревьях вдоль реки, варанов, разнообразных птиц – кингфишеров, цаплей, птицу-носорога, змеешейку и множество других.

Вечером к платформе нашей лоджи приплыл на ужин огромный крокодил около четырех метров длиной. Его прикармливали с ранних лет, и теперь он любит проводить время в компании туристов. Крокодила звали Фредди

А вечером к платформе нашей лоджи приплыл на кормежку огромный крокодил около четырех метров длиной. Его прикармливали с ранних лет, и теперь он приплывает сюда поужинать каждый вечер. Крокодила звали Фредди.

Так в компании с новыми друзьями начиналось наше речное сафари.