В сердце Азии

№1 (42) 01-03/2016

 В Туве, чтобы лучше узнать и понять этот край, я старался общаться с людьми различных профессий. Меня интересовало многое: язык, религия, искусство, литература, традиции, обычаи, национальная кухня…

Мне было важно найти общий язык с тувинцами, чтобы войти в мир, который они создали и хранили веками.

Мастер Аида Комбу
Тувинский чум

Гуляя по юрточному городку, я неожиданно заметил чум. «Неужели это чум?! Разве в них когда-то жили тувинцы? Может быть, мне померещилось?» – подумал я. Но это действительно был чум таёжного Тоджинского кожууна. Я подошёл к нему и стал рассматривать. Историки утверждают, что чум – это первое искусственно созданное человеком жилище, к которому наши предки обратились в доисторическое время после пещер и дупел деревьев. До сих пор чумы используют оленеводы – коренные жители Сибири, Чукотки, Аляски и Канады. У некоторых народов Восточной Европы – татар, марийцев, чувашей, удмуртов – чум, утратив первоначальное предназначение, служит овином или прикрывает сверху вход в погреб. А в других регионах, например в Финляндии или Карелии, он под названием «коты» является в летний период кухней. У скандинавских саамов под именем «кот» (или «кувакс») играет роль походного жилища. В общем, чум – это первое построенное самим человеком жилище, в котором жили далёкие предки многих народов мира (шалаши строили лишь в жарких регионах).

Диаметр чума в нижней части – от 3 до 8 метров. Посредине чума, в его вершине, имеется тунлик, из которого выходит дым из каменного очага, а сверху падает свет. Почему не было окон в чумах, да и в юртах? Обитатели этих жилищ, которые зимой переносили лютые холода, в первую очередь думали о тепле, а не о свете. Свет и свежий воздух поступал через тунлик. За свою жизнь я многократно бывал в казахских юртах, жил и в киргизской. Но в чуме был впервые жизни, поэтому с особым вниманием и любопытством рассматривал его. Впрочем, мне показалось, что я уже здесь когда-то жил. Возможно, это генная память. Наверное, несколько тысячелетий назад в чумах жили мои далёкие пращуры.

Древнее искусство

Чум был покрыт берестой. «Это летний чум, зимой мы закрываем наше жилище шкурами животных», – объяснила хозяйка жилища Аида Комбу. Внутри я увидел обработанные шкуры медведя, соболя, рыси, горностая, норки, лисы, зайца. «Все эти животные обитают в наших краях», – заметила женщина.

Аида – заведующая школьным музеем, мастер-ремесленник, занимается таксидермией. Это один из древнейших видов творчества, которым владели еще первобытные люди. Наши далёкие предки изготавливали чучела зверей из шкур добытых ими животных. Во-первых, это было красиво, а позднее их стали использовать и шаманы в своих ритуалах. Во-вторых, первобытный человек таким путем познавал анатомию животных. Разумеется, таксидермия – не только старейший, но и сложнейший вид искусства. Он включает разные этапы: подготовку, набивку, надевание шкуры. Обычно ремесленники изготавливают чучела позвоночных животных: их легче поставить в необходимую позицию. Хозяйка чума владела секретами миниатюрной таксидермии – самого сложного подвида этого искусства.

– Мастерству миниатюрной таксидермии я училась с детства, – рассказала мне Аида. – Здесь необходимо владеть не только секретами искусства, но и обладать сильным характером. Ведь сколько терпения необходимо, чтобы сотворить такое маленькое чудо. Наша работа ювелирная. Вот для этих миниатюр животных и людей я брала нижнюю часть лапок оленя. Если же надо изготовить, например, фигурку оленевода, сначала делаю его самого, а потом надеваю на него одежду: брюки, шубу, сапоги. Я люблю своё ремесло, без этого у нас делать нечего. Миниатюрная таксидермия – это моя судьба, искусство моих предков, часть жизни моего народа. Часто работаю по 10 – 12 часов, но времени не замечаю: оно пролетает для меня, как один миг.

– А вот эта необыкновенная посуда – тарелки, пиалы, стаканы – изготовлена из бересты?

– Да, такой посудой пользовались наши предки на протяжении многих веков. Мы сначала долго варим кору берёзы, потом придаём ей необходимую форму. Конечно, и в этом ремесле тоже есть свои секреты.

Я ещё раз внимательно оглядел чум. У меня родилась новая мечта: побывать где-нибудь на Чукотке или Аляске и познакомиться с жизнью чукчей и эскимосов.

В давние времена тувинцы жили в чумах – первом искусственно созданном человеком жилище. Летом чум покрывался берестой, зимой – шкурами животных:

Танец орла

И вновь мы в Чадане на празднике Наадым. В тот день в центре города, казалось, собрались все жители Тувы, чтобы присутствовать на торжествах, посвящённых открытию памятника Монгушу Буян-Бадыргы, основоположнику тувинской государственности. Стадион, где проходили основные мероприятия, был заполнен до отказа. Многие зрители были в национальной одежде, с детьми и внуками – чувствовалось, что этот праздник действительно был долгожданный и любимый. На одной из трибун была оформлена большая сцена, где выступали ведущие артисты Тувы. Звучало горловое пение, раздавались народные мелодии, удары бубна, большого барабана. Что-то тревожное и одновременно радостное слышалось мне в тувинской музыке.

Мне посчастливилось попасть не только на стадион – вслед за одним из руководителей министерства культуры я прошел на зелёное поле, где исполнялись театрализованные инсценировки. Я сел на траву недалеко от трибун и стал наблюдать за происходящим, поднимаясь время от времени, чтобы сфотографировать самое интересное. На меня никто не обращал внимания – видимо, думали, что я корреспондент одной из центральных газет.

Артисты в своих сценках рассказывали о героической истории тувинского народа. У меня на глазах проходила многовековая летопись гордого этноса. Но вот раздались весёлые национальные мелодии – это мужчины, женщины и дети в тувинских национальных костюмах начали виртуозно танцевать и петь народные песни. Далее выступал Глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол.

Руководитель Тувы подвёл итоги среди животноводов республики и назвал лучших. Победителями Наадыма считают тех чабанов, у которых поголовье мелкого скота перевалило за тысячный рубеж. В Туве даже создан клуб чабанов-тысячников. Члены этого клуба пользуются особым авторитетом, им предоставлены определённые льготы. Например, их дети поступают в вузы по отдельному конкурсу. В 2015 году в престижный клуб вступили девять чабанов, среди них четыре женщины.

Затем начались соревнования по национальной борьбе «хуреш». Двести восемьдесят спортсменов вышли на ринг в тот день. Здесь были борцы разных весовых категорий – от 150-килограммовых великанов до тех, кто весил не более 45 – 50 килограммов. У меня разбегались глаза, с фотоаппаратом я носился по полю и снимал атлетов.

Вдруг раздались величественные удары огромного барабана, и все богатыри начали исполнять знаменитый танец орла. Я не раз видел этот ритуальный танец по телевидению, но воочию это произошло впервые. Расправив руки, как орлы крылья, спорт-
смены неслись вперёд, чтобы поймать воздушный поток воздуха и взлететь в небеса. Настала минута, и вот уж борцы-орлы высоко поднялись в небо и стали гордо взирать на землю. Очарованный, я наблюдал за этим танцем, понимая, что мужчины выражают в нём всё то, что не смогли или не захотели рассказать словами. Это был старинный танец воинов-победителей, которые не умеют сдаваться. Я поднял голову, посмотрел на небо и в голубоватой дымке увидел несколько пар орлов, которые гордо кружили над стадионом.

В Туве постоянно работают археологические экспедиции. Здесь, в географическом центре Азии, с древности жили племена, которые оставили огромный след в истории человечества

Реки

Чем больше я узнавал Туву, тем яснее понимал, как она необъятна. Я проехал сотни километров по её земле, но она всегда меня удивляла своей разноликой природой и неповторимой красотой.

Мы направлялись в западные районы республики. Я жадно смотрел в окно автомобиля: видел степные и даже полупустынные места, но чаще мои глаза останавливались на Енисее-батюшке, который широкой полосой двигался по Туве. По берегам великой реки росли деревья разных пород: ель, сосна, встречались и берёзовые чащи. Тувинская берёза – особый подвид этого дерева, который выдерживает лютые сибирские холода. Возвращаясь же к Енисею, могу лишь сказать, что насытиться красотой этой могучей реки невозможно. Не зря тувинцы его именуют Улуг-Хем – «великой рекой». Но в этих же краях я познакомился и с другой удивительной рекой – Хемчик. Ее длина по сибирским меркам невелика – 320 км. Своё начало она берёт с восточного склона хребта Козер – с пика высотою 3112 метров, который относится к системе Шапшальского хребта. Хемчик узкой полоской тянется между гор Западного Саяна с севера и Западного Танну-Ола с юга, с этих же вершин собирает из родников и ледников свои бурные воды. Любители экстрима обожают эту реку за многочисленные валуны, пороги и водопады и с удовольствием на лодках преодолевают преграды. В низовьях Хемчика, в полупустынной и степной котловине, где редко выпадают осадки, река является еще и кормилицей региона. По берегам же нашей буйной героини в основном растёт тополь, лиственница и различные кустарники. Кстати, в бассейне Хемчика издавна строили города и селения.

Сокровища Долины царей

Исколесив многие сотни километров тувинской земли, я обратил внимание на то, что во многих местах работают археологические экспедиции. Причем исследователи были не только из Тувы, но и из других регионов России и даже зарубежья. Что же забросило их в эти края? Дело в том, что здесь, в географическом центре Азии, на благодатной земле, с древности жили племена, которые оставили огромный след в истории человечества. Археологи находят тут памятники неолита, каменного и бронзового веков. Но я хочу немного рассказать о памятниках скифского времени, большая часть которых расположена в Долине царей Тувы, где были обнаружены знаменитые курганы Аржан. Эти находки являются главным украшением Национального музея республики. Археологи в Долине царей по сей день раскапывают новые курганы: они уверены, что их ждут интересные открытия.

В переводе с тувинского «аржан» означает целебный источник. У таких источников в долине небольшой реки Уюк историки обнаружили массовые захоронения людей и лошадей IX – VIII веков до нашей эры. Находки из кургана Аржан-1 были изучены в 70-х годах прошлого века. Несмотря на то, что курган были разграблен еще в древности, учёным удалось найти артефакты, содержащие почти все основные образы так называемого «звериного» стиля, который отражал мировоззрение ранних кочевников. Сам же курган был раскопан в 1971 – 1974 годах археологической экспедицией М.Х. Маннай-оола и М.П. Грязнова.

Многие столетия ученые спорят о происхождении скифов. Древнегреческий историк Геродот считал, что скифы были выходцами из Азии. Большинство специалистов полагает, что родина скифов – Причерноморье. Конечно, они жили и кочевали в этом регионе. Главный опознавательный знак всей этой культуры – «звериный» стиль украшений. Находки кургана Аржан-2, раскопанного в 1998 – 2004 годах российско-германской экспедицией во главе К.В. Чугуновым, Г. Парцингером и Наглером, датируются VIII – VII вв. до н. э. Особенности скифской культуры проявляются не только в украшениях, выполненных в «зверином» стиле, но и в найденном оружии, конской упряжи. Всё это нашли в кургане Аржан-2. Здесь же покоились и останки скифского вождя VII века до н.э., а также было извлечено более 20 кг золотых изделий бытового и культового предназначения, выполненных на высочайшем уровне всё в том же «зверином» стиле.

В VIII – VII вв. до н. э. скифы ещё не обитали в Причерноморье, значит, они перекочевали сюда позже – из Центральной Азии. В кургане нашли людей европеоидной расы, судя по всему они говорили на языке иранской языковой группы. Но я думаю, это не означает, что современные тувинцы не являются их потомками, как считают некоторые историки. Ведь за многотысячелетнюю историю человечества народы смешивались. А тюркоязычные предки современных тувинцев пришли в уже населенный географический центр Азии и смешались с жившими там людьми.

Сокровища из Долины царей мне посчастливилось увидеть в Национальном музее Тувы, где они хранятся в специальном отделе. Поэтому хочу рассказать о некоторых экспонатах. Невозможно выделить что-то одно, здесь уникально всё. Меня поразила гривна – символ власти, которую, очевидно, царь надевал на шею. Эта гривна не имеет аналогов в мире. На её поверхности изображены животные, которые до сих пор обитают на земле Тувы. Не меньше порадовала глаз пектораль – украшение царицы. Но больше всего поразила шпилька царицы с навершием в виде стоящего на цыпочках оленя с пламевидными рогами. Запомнились и верхушка головного убора царя в виде оленя, и бляха царицы в виде лошади с резной гривой. Повторю – трудно выделить что-то одно, здесь интересен каждый экспонат. Но, разумеется, в те давние суровые века особо ценилось холодное оружие. В кургане покоились ножи и акинак (короткий меч) царя. И всё это в традиционном скифском стиле. 

Окончание следует

(Продолжение. Начало в № 40, 41)
Текст: Исмаилжан ИМИНОВ
Фото: Бахтишат СУПИЕВ, Орденбек МАЗБАЕВ, Исмаилжан ИМИНОВ