Казахстанский ковчег туризма

№2 (61) 03-04/2019

KITF - 2019 Есть в Алматы местечко, где ежегодно весенней порой появляется необычная страна, в которой бок о бок мирно уживаются мультяшные герои и строгие дяди в костюмах и галстуках, карнавальные персонажи и красавицы-стюардессы

Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

А.С. Пушкин

Есть в Алматы местечко, где ежегодно весенней порой появляется необычная страна, в которой бок о бок мирно уживаются мультяшные герои и строгие дяди в костюмах и галстуках, карнавальные персонажи и красавицы-стюардессы в форменной одежде, мастера тайского массажа и исполнители фольклорных танцев. Звуки яванского бамбукового пианино здесь перемешиваются с голосом европейской арфы, а за рождением кувшина на гончарном круге казахстанского умельца наблюдает малазийская горбоносая обезьянка. В этой стране можно столкнуться лицом к лицу с настоящим живым беркутом, охраняющим горнолыжное снаряжение, и двуногой «белкой» с пушистым хвостом, которая выглядит намного симпатичнее своей соломенной сестры-великанши, прописавшейся на площади перед «Атакентом». В общем, «там чудеса, там леший бродит».

Попасть в эту страну очень просто: достаточно прийти в упомянутый выставочный центр «Атакент» во второй половине апреля и найти павильоны с номерами 10 и 11, где по сложившейся традиции распахивает свои двери Казахстанская международная выставка «Туризм и путешествия» (KITF) – главное отраслевое событие во всей Центральной Азии.

Именно смешение ликов и красок, отсутствие четкого разделения общего пространства на деловую и познавательно-развлекательную части, полная свобода в оформлении стендов, возможности для демонстрации своей культуры и национальных традиций стали фирменным стилем выставки, отличающим ее от подобных мероприятий в многих других странах. Здесь туризм предстает всеми своими гранями: и как отрасль экономики, и как площадка для делового общения, и как праздничный карнавал для любителей дальних странствий. Такой вот своеобразный Ноев ковчег туризма.

 

Нынешнее мероприятие прошло уже в 19-й раз. Общее пространство двух огромных павильонов объединило на три дня, с 17 по 19 апреля, 350 игроков мирового туристического рынка из 27 стран, раскиданных по всем уголкам нашей планеты. Туроператоры и турагентства, отели и авиакомпании, санатории и медицинские клиники, управления туризма и дипломатические ведомства – подготовили для гостей выставки (а, по подсчетам организаторов, мероприятие посетило более 5000 человек) разнообразные турпродукты, с которыми можно было познакомиться как на самих стендах, так и в ходе многочисленных семинаров, форумов, воркшопов, круглых столов.

Например, второй день выставки прошел под знаком Дискуссионного клуба по медицинскому туризму, где специалисты из разных стран обсудили глобальные тренды в медицинском туризме, а также возможности развития санаторно-курортного лечения в Казахстане. А последний день привлек внимание молодых посетителей, поскольку в этот день состоялись Форум путешественников и Ярмарка вакансий.

Под чарующие звуки анклунга

Наверное, на каждом крупном мероприятии можно найти такое пространство, где явственнее всего ощущаются эмоциональные токи и душа происходящего. Таким местом на KITF-2019 стал национальный стенд Индонезии. Именно отсюда лились самые необычные звуки, исходившие от знаменитого музыкального инструмента родом из Западной Явы – англунга, – который еще называют бамбуковым пианино. Состоящий из множества полых бамбуковых трубок, подвешенных на раме и настроенных определенным образом, он имеет очень интересное «восточное» звучание и в 2010 году был включен ЮНЕСКО в число шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества.

Но еще большее впечатление производили индонезийские танцы, которые исполняли в национальных одеждах специально привезенные артисты. Пожалуй, самым запоминающимся был топенг – танец масок. Более тысячи лет назад на острове Ява, только уже в восточной его части, в практике местных шаманов стали использоваться специальные маски. С их помощью шаман как бы отказывался от собственного «я», собственной идентичности, чтобы при проведении того или иного ритуала (часто в форме танца) воплотиться в божество или легендарного героя, черты которого несла маска. Со временем ритуальный характер действа ослабевал, а сама традиция танцев с масками стала частью культуры яванцев, дав толчок к созданию нового искусства – театра масок. Впрочем, ритуальная составляющая таких танцев окончательно не исчезла, сохранившись в обрядовых церемониях на свадьбах и похоронах.

До сих пор старинные маски почитаются как священные и обладающие магической силой, но центр искусства топенга в XVII веке переместился по ряду причин на другой остров – Бали. Здесь появились новые наборы масок и новые формы танцевальных постановок. Именно эти танцы, каждый из которых выражал сгусток каких-то открытых эмоций, и наблюдали гости выставки.

«Там леший бродит…»

Был на мероприятии и собственный леший. Даже почище оного – сам дьявол во плоти. Так уж получилось, что центральный персонаж Доминиканского карнавала – Хромой дьявол, – впервые попав на KITF в прошлом году, почувствовал себя здесь столь комфортно, что решил вернуться, и потому все три дня грозно сверкал очами на стенде Доминиканской Республики (кстати, прошлогоднее интервью с ним можно почитать в № 56 нашего журнала).

За прошедший год он еще больше одомашнился и уже особо не пытался пугать проходивших мимо маленьких детей и красивых девушек. Напротив, терпеливо позировал, фотографируясь со всеми желающими, и даже никого не съел на обед.

Что же касается работы самой доминиканской делегации, то представитель министерства туризма Доминиканской Республики в Центральной Азии Александра Стрельцова так подвела ее итоги:

– Наше министерство туризма – постоянный партнёр организаторов выставки KITF. В этом году Доминикана презентовала новый дизайн стенда, который вобрал в себя элементы, отражающие все основные сегменты туристического продукта страны: роскошные пляжи, изумительную природу острова, уникальное культурное и историческое наследие, колоритную программу развлечений и экскурсий для туристов.

На стенде работали представители знаменитых отельных цепочек Barceló Hotel Group и Be Live Hotels&Resorts, а также двух принимающих туроператоров: Travel Service West Indies и Ninfa Tour. А чтобы нашим гостям не было скучно, уже второй год их развлекает и изредка пугает самый яркий персонаж Доминиканского карнавала – Diablo Cojuelo (Хромой дьявол).

А еще мы на второй день выставки, который все участники традиционно посвящают семинарам, тренингам и презентациям, провели обучающий семинар с розыгрышем призов, в том числе сертификатов на проживание в отелях-партнёрах. Мероприятие, которое посетило более 70 турагентов, стало хорошим дополнением к программе KITF, поскольку здесь была прекрасная возможность задать все интересующие вопросы и напрямую пообщаться с представителями отелей.

Да и в целом выставка прошла очень продуктивно. Доминикана на рынке Казахстана перестает быть недоступной мечтой. Расширение полётных программ и участие в них туроператоров постепенно превращают карибское направление в качественный и, что немаловажно, круглогодичный туристический продукт. Конечно, пока рано говорить о конкуренции нашей страны с традиционными летними направлениями из Казахстана, но я с радостью наблюдаю, как благодаря деятельности казахстанских туроператоров растет количество ознакомительных туров в Доминикану, а туристы и турагенты, распробовавшие страну на вкус, впоследствии отмечают ее уникальные возможности для отдыха. Всё это очень облегчает работу по продвижению нашего направления, и в ходе выставки мы с туроператорами наметили ряд планов по совместным проектам в формате В2В и В2С. Так что по окончании выставочного сезона приступим к их реализации.

Не только пляжный отдых

Могут ли страны из разных полушарий иметь общую границу? Запросто! На KITF впритык к Доминикане расположился стенд еще одного любимого казахстанцами направления – Таиланда.

Здесь главной изюминкой, привлекавшей многочисленных посетителей, был, конечно же, тайский массаж. Две профессиональные массажистки, работая не покладая рук – что называется, дённо и нощно, – создавали живую иллюстрацию к одной из основных тем выставки – медицинскому туризму. Но с заместителем директора Московского офиса Туристического управления Таиланда (ТАТ) Ватчараю Куавонгом мы поговорили о другом.

– Московский офис ТАТ курирует большинство государств на постсоветском пространстве. Как за последний год изменился турпоток в Таиланд из наших стран и у кого наилучшие результаты?

– Динамика достаточно хорошая. По сравнению с 2017 годом у нас есть явный приток туристов. Лидирует в этом плане однозначно Россия, где турпоток увеличился на 9%, а вот следом идет как раз Казахстан.

– Какова сейчас стратегия деятельности управления туризма Таиланда? На что делается основной упор?

– В нынешнем году мы продолжаем кампанию, которая называется «Открой новые оттенки Таиланда». При том что остаются популярными Бангкок, Паттайя и Пхукет, мы хотим рассказать, что в стране есть много и других интересных мест, где стоит побывать. Это север Таиланда: Чиангмай и Чианграй. Это провинция Краби, которая хоть и находится недалеко от Паттайи, тем не менее там всё по-другому и туристы могут открыть для себя Таиланд с совершенно неожиданной стороны.

Но помимо продвижения малоизвестных нашим гостям направлений, у нас есть и другие приоритеты. Например, к нам можно ехать для занятий спортом, укреплять здоровье в роскошных спа-центрах. Интересен Таиланд и аутентичной кухней. Здесь, в отличие от Казахстана и России, много мишленовских ресторанов. Причем они могут быть и вовсе недорогими. Таиланд – это также древняя культура, уникальный театр, искусство. В общем, мы исповедуем философию, которую в двух словах можно выразить так: «Таиланд – это намного больше, чем пляжный отдых».

– Есть ли у самих тайцев интерес к нашим странам? Что-нибудь их привлекает так, чтобы они захотели к нам приехать?

– Лично я очень люблю Алматы, был в горах и могу сравнить эти места по красоте со Швейцарией. Здесь огромный потенциал, и тем тайцам, кто сюда приезжает, тут очень нравится. Но пока, к сожалению, мало кто из жителей нашей страны что-то знает про Казахстан. Да и в целом, как мне кажется, недостаточно сделано для того, чтобы мир открыл для себя вашу страну. Поэтому нам вместе нужно побольше работать над этим.

– Где вы сами любите отдыхать у себя на родине?

– Я очень люблю море и советую своим казахстанским друзьям такие пляжные направления, как Краби, Ранонг. Конечно, не стоит забывать про Пхукет, Самуи, потому что здесь шикарное море: теплое, чистое. А еще в Таиланде всегда рады гостям. И какое бы место отдыха вы у нас не выбрали, оно не разочарует.

Что ж, подводя итоги выставки, можно смело сказать, что, как и в прежние годы, она не разочаровала, оставаясь очень ярким и привлекательным событием как для отечественного турбизнеса, так и для зарубежных партнеров. И что в Казахстане у Ноева ковчега туризма есть хорошие перспективы для успешного долгого плавания. 

Выставка KITF с ее смешением стилей, ликов и красок представала как своеобразный ковчег туризма

Текст и фото: Владимир КАКАУЛИН