Город, сотканный из легенд

№4 (51) 07-08/2017

 Как легендарная птица Феникс, периодически сгоравшая в своем гнезде, но затем обязательно возрождавшаяся, город Тараз за долгие века также множество раз приходил в упадок, разрушался завоевателями, но вновь отстраивался и продолжал свой путь в истории.

Сегодня он похож на огромный бутерброд из разных эпох и культур, большую часть которого скрывает земля, лишь изредка отдавая человеку свои драгоценности.

 Долгую и бурную историю Таразу предопределило его местоположение. Именно в этих краях проходил один из маршрутов Великого шелкового пути, и, скорее всего, прародителем города стал караван-сарай, где останавливались на отдых средневековые «дальнобойщики» и путешественники. Плодородная Таласская долина, полноводная река, расположение на естественном возвышении, удобный брод через реку – всё к этому располагало. От тех давних времен остались приметы в виде названий. Например, в городе есть Красный мост. Такое имя закрепилось за ним потому, что здесь, на единственном мосту, по которому можно было попасть в Тараз, разбойники часто нападали на караваны, и потоки крови несчастных запечатлелись в названии.

Город пережил нашествия арабов, монголов, джунгаров, сменил несколько наименований – от Таласа и Аулие-Ата до Мирзояна и Джамбула, – но выдержал все испытания и ныне, в XXI веке, вновь возвратился к тому, с чего начинал – обретению своего места на возрождающемся Шелковом пути.

Родина хаммама

Наша следующая экскурсия пролегала по территории археологического парка «Древний Тараз». Еще пять-шесть лет назад на этом месте, прямо в центре Тараза, шумел и благоухал ароматами фруктов и пряностей настоящий восточный базар, помимо своей основной функции выполнявший в азиатских городах и роль неформального центра общения, где всегда можно было повстречать знакомых и узнать новости. Столетиями он располагался прямо под открытым небом, пока в 1963 году не было принято решение о строительстве крытого рынка. Вот тогда-то, при установке свай и закладке фундамента, здесь на глубине нескольких метров были обнаружены остатки древней бани. Около одной из каменных ванн лежала горстка монет. Трудно сказать, насколько ругал себя за ротозейство их владелец, но его забывчивость оказала неоценимую услугу ученым. Монеты позволили довольно точно датировать это сооружение XI–XII веками.

К сожалению, директива о строительстве крытого рынка оказалась для тогдашнего руководства города весомее, чем историко-культурная ценность уникальной находки, и часть бани попросту разрушили. Сейчас сохранилась только треть от ее первоначальной территории.

Рынок благополучно перешагнул в новое тысячелетие, но приближалось 550-летие образования Казахского ханства (2015 год), и было принято новое решение: закрыть здесь все торговые точки, перенести рынок в другое место, а на территории средневековой бани и вокруг нее начать полномасштабные археологические работы.

Вылилось всё это в открытие в дни празднеств историко-культурного центра «Древний Тараз», где объекты археологического парка соседствуют с сооружениями, построенными специально к юбилею.

...Медленно переходим мы от одного места раскопок к другому. К сожалению, несмотря на то, что уже проложены мостки для будущих посетителей, сделаны ограждения, установлены своды, защищающие от осадков, археологический парк до сих пор полностью не открыт. Для обозрения доступна лишь часть территории, но и этого достаточно, чтобы получить представление о древнем сооружении, особенно если призвать в помощь и собственное воображение.

Вот старая кирпичная кладка – ей уже тысяча лет. Каждый кирпич имеет продолговатые бороздки, которые мастера проводили пальцами для обеспечения хорошего сцепления с соседними кирпичами. Рядом выделяется геометрически правильными очертаниями уже современная кладка, выполненная для того, чтобы старые кирпичи не падали и не разрушались.

Рядом находятся остатки водопровода. Гончарные трубы соединялись гончарными же муфтами под особым наклоном и несли в центр города воду из реки Талас (без нее бы и бани не было). Кстати, здесь же были найдены трубы канализации.

А эти глубокие ямы – для мусора. Они подарили больше всего информации археологам. Вообще, на территории раскопок найдено 10 тонн керамики, и сейчас есть идея использовать часть этого наследства (речь идет, естественно, об осколках) для проведения мастер-классов для туристов.

Но главная ценность этого места – сохранившаяся кирпичная печь. Ее поджигали и ухаживали за ней специальные мастера. Это было не так-то просто – подавать при помощи мехов горячий воздух строго определенной температуры в нужное место. Секреты этого искусства передавались из поколения в поколение через старшего сына.

Так что сейчас жители Тараза готовы начать нешуточные дебаты с Турцией о том, где и когда на нашей планете появилась первая баня-хаммам. Не знаю, как посмотрят на это наследники Османской империи (и догадываются ли вообще о нависшей угрозе), но таразцы готовы стоять на своем до конца.

А пока археологи продолжают свои работы. Неподалеку раскопана питейная улица. Очаговые сооружения подходят вплотную друг к другу: если человеку надоедало сидеть в одной чайхане, он переходил веселиться в другую.

Скрыта от посетителей и самая красивая часть – улица древнего Тараза, мощеная камнем. Там же находится и традиционная подземная тюрьма в Средней Азии – зиндан. Говорили, что был он настолько глубокий, что лепешка, которую заключенному бросали поесть, свежей не долетала – успевала зачерстветь.

– Загадывайте желания, – предлагает наш гид Альбина, – такого вы больше нигде не встретите. Видите полосы земли разного цвета?! Это культурные слои – пласты разных эпох. Поэтому и назвали это место археологическим парком.

Нас в первую очередь привлек к себе огромный – метра четыре в диаметре – шар с до боли знакомыми контурами. Это был глобус Казахстана

Глобус Казахстана

Но древний город – лишь часть музейной территории. Рядом с археологическим возведен и современный архитектурно-ландшафтный парк. И надо сказать, получился он очень даже симпатичным, пусть пока и не хватает зелени в виду слишком юного возраста парка.

Самое большое пространство, отделяющее древность от сегодняшнего дня, занимает сквер «Мынбулак», названный в честь живописного плато на юге Джамбульской области (по некоторым сведениям, там располагалась летняя резиденция древнетюркских правителей). Вместе с соседними постройками сквер создан таким образом, чтобы появилось ощущение сотканного праздничного ковра с рисунком цветения горной долины.

Огромный цветок образует спиралевидная конструкция, из центра которой по изогнутым желобам мимо разноцветных клумб стекает вода, попадая в круглые бассейны с собственными цветочными клумбами в центре. По окружности эту композицию окаймляют цветники и скамейки, выполненные в виде лепестков в том же спиралевидном стиле.

Рядом в виде 34-метрового степного тюльпана золотисто-голубых оттенков высится смотровая башня, с которой открывается замечательная панорама всего комплекса и становится понятен замысел самих архитекторов.

Поодаль расположились нарядный круглый шатер Ассамблеи народа Казахстана (часто называемый «Домом дружбы») и достаточно оригинальная стела «Мелодии Тараза» («Тараз сазы»).

Есть и другие интересные объекты: скульптуры, площадки, аллея «Великий шелковый путь». Но нас в первую очередь привлек к себе огромный –
метра четыре в диаметре – шар с до боли знакомыми контурами. Это был глобус Казахстана. Надо отдать должное чувству юмора создателей – скульптура обречена стать звездой социальных сетей, притягивая всех любителей селфи, забредших в эти края.

Акыртас хранит множество тайн. Здесь никогда не жили люди: не был найден ни один предмет домашнего обихода. Такое ощущение, что в разгар работ какое-то событие заставило строителей спешно покинуть эти места. Почему – никто не знает

Тайны Акыртаса

Сорок километров по трассе на северо-восток от Тараза и еще шесть по проселочной дороге – и вот наш микроавтобус останавливается у территории, которую все путеводители называют самым загадочным местом Казахстана. Это Акыртас – архитектурно-археологический комплекс VIII–XII веков.

Прямо посреди степи у подножия гор, где кроме высоковольтной линии электропередач ничто не напоминает о человеческом присутствии, раскинулось царство огромных обтесанных валунов красного цвета. Где-то они лежат совершенно хаотично, в других местах, соединенные кладкой, образуют стены, которые тянутся на приличные расстояния и в некоторых местах достигают высоты метра два и выше. Это сейчас. А раньше, как рассказывают старожилы, даже верхом на лошади ничего нельзя было увидеть за этими каменными грядами – настолько высокими были сооружения (увы, когда в прошлом веке в этих краях стали строить зернохранилище, многие камни растащили на стройматериалы).

Но то, что кажется стенами, рассказывает наш экскурсовод, ими отнюдь не является. Всё это лишь части фундамента – настолько грандиозным был масштаб строений. Здесь никогда не жили люди: археологами не был найден ни один предмет домашнего обихода. Такое ощущение, что в разгар работ какое-то внезапное событие заставило строителей резко поменять свои планы и спешно покинуть эти места. Почему – никто не знает.

Первые же сведения об Акыртасе появились в далеком 1222 году. Даосский монах из Китая Чан Чунь, державший путь в лагерь Чингисхана, оставил в тот год в своих дневниках такую запись: «На дороге попалось нам каменное городище, камни совершенно красного цвета, есть следы древнего военного становища. На западе есть большие насыпи могильные, расположенные, как звезды в Медведице».

Такие керамические трубы должны были подавать воду из горных речек

С середины XIX века, когда начались планомерные научные исследования комплекса, было выдвинуто множество гипотез о его предназначении. Поначалу высказывалось предположение, что это руины буддийского монастыря. Известный российский и советский востоковед Василий Бартольд, обнаружив на одном из камней изображение рыбы – символа христианства, – решил, что перед ним монастырь несторианцев, бежавших в Среднюю Азию во времена церковного раскола на Руси. Позднее, с подачи немецкого исследователя Бурхарда Брентьеса, Акыртас стали отождествлять с резиденцией  Кутейбы ибн Муслима – наместника Хорасана в эпоху правления арабских халифов. Ну а местные краеведы ныне активно продвигают идею дворца Александра Македонского, вспоминая его азиатские походы, тем более что где-то неподалеку было найдено его копье. А поскольку весь путь великого завоевателя был устлан кровью, то и дворец возводился именно из красного песчаника – вот такое логический вывод в развитие темы! «Кстати, – заговорщически шепчет гид, – клад Александра Македонского, вся та коллекция ценных вещей, которые он собирал в своих походах, до сих пор не найден. Возможно, где-то здесь его таит казахстанская земля».

Что ж, версия с Александром и его дворцом, безусловно, веет романтикой, но когда по возвращении домой я спросил об этом у известного казахстанского археолога Алексея Марьяшева, он лишь улыбнулся: «Конечно, Македонский со своим войском мог и пройти в этих местах, но ему было совершенно некогда заниматься строительством. В Бактрии он успел жениться, а тут еще прямо из-под носа у него «украли» Самарканд. Так что ему хватало и других забот».

Сейчас же у казахстанских ученых (особенно после проведения совместных раскопок с французскими археологами в 1996 году и с учетом более поздних исследований) приоритетной стала гипотеза, что Акыртас должен был стать летней резиденцией карлукского кагана, а весь комплекс возводился как будущий средневековый город. По характеру заложенного фундамента удалось идентифицировать сам дворец VIII века, жилые кварталы, крепость с четырьмя башнями по углам, замок правителя и даже придорожный караван-сарай.

Ну а детям местные экскурсоводы рассказывают легенду о том, что один из батыров полюбил девушку и решил подарить ей прекрасный дворец. Но влюбившись в другую, строительство прекратил. Конечно, что же еще кроме любовных историй может заинтересовать детей?!

«Комната исцеления»

«Всё чудесатее и чудесатее!..»

А между тем, прогуливаясь меж камней, прикасаясь к их тысячелетним шероховатостям, мы все чаще стали натыкаться на артефакты явно не столь отдаленных эпох. Вот на плоской поверхности каменного куба, стоящего в центре круга, выложенного камнями поменьше, блестит горстка монет. Поодаль небольшой кустарник весь обвязан платочками и ленточками. А взобравшись на пригорок, мы обнаружили нечто вроде выложенной из валунов пещерки, сверху накрытой куском шифера, присыпанного камнями. Несколько женщин, приехавших сюда до нас, по очереди забирались туда на корточках и, как показалось, молились.

– Это комната исцеления, – словно чувствуя наш немой вопрос, объяснила наш экскурсовод. – Место это считается целебным. Сюда людей приносят на носилках, а утром человек уходит сам. Сейчас мы подойдем к лечебным камням. К ним приезжают на целый день. Есть мужской и женский камни – лечат мужские и женские заболевания. А это – хирургический. Многие наши хирурги привозят сюда свои инструменты и кладут на этот камень. Говорят, после этого у них все операции обходятся без смертельных исходов.

«Почему бы уж тогда сразу не организовать здесь больницу под открытым небом? – подумалось мне. – Больших плоских камней для операционных столов хватит на всех страждущих. Инструменты можно дезинфицировать энергией хирургического камня. Вот и поднимется наша медицина на недосягаемую высоту!»

Тем временем мы узнавали новые подробности о таинственных свойствах этого места, и с каждым разом они становились всё удивительнее. Как говорила Алиса в Стране чудес: «Всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее!»

Оказывается, название Акыртаса – «последний камень». Здесь, на глубине в несколько метров, с помощью аэрофотосъемки удалось увидеть черный камень – такой же, как в Мекке. Если этот камень вылетит из земли – наступит конец мироздания. Потому он и «последний камень». А еще переводится как «кормушка для скота».

С этим местом связано много мистического. После двух посещений у человека открывается экстрасенсорика, он может угадывать и читать мысли других людей. Сюда часто приезжают шаманы и ночью устраивают шабаши. И световые столбы возникают здесь особенно часто. Есть определенные дни в году, когда мать-земля разговаривает с отцом-небом.

А еще говорят, что эти камни принесены инопланетянами. Здесь часто встречаются белые пятна, их видело множество людей. А потому надо срочно загадывать желания – всё исполнится, ведь это место приближено к космосу!

...Я вспомнил бывшего главу Калмыкии Кирсана Илюмжинова, любящего в своих интервью рассказывать, как его похищали инопланетяне. Вот уж кто бы здесь развернулся!

И на десерт сова-сторож

Ошарашенные и просветленные, мы незаметно добрались до последнего валуна, а я все думал, что вот так и зарождаются мифы. Порцию необычного ландшафта смешать с толикой загадочных обстоятельств, добавить неистребимое желание немедленного чуда – и объект для поклонения готов! Впрочем, археологи, наверное, будут не против такого экзальтированного внимания: возрастающий интерес публики дает надежду на продолжение финансирования исследований. Лишь бы паломники не растащили всё, что покажется им целебным, как это произошло с мавзолеем Айша-Биби.

– А вот этот камень – уникальный, – прерывает мои мысли экскурсовод. – Обойдите вокруг него, что он вам напоминает?

Сколько мы его не обходили – и по часовой стрелке, и против, – напоминал он только одно: череп с пустыми глазницами и провалом от носа.

– Это же сова, охранный камень, – разочарованно произносит наш сталкер в иные миры. – Она действительно охраняет Акыртас, сколько раз ее воровали, увозили, но каждый раз она неведомым образом возвращалась.

Впрочем, после всего услышанного нас уже трудно было чем-то удивить.

Сова-охранница

Дежа-вю

Но оставим и сову, и Александра Македонского, и инопланетян там, где им самое подходящее место – среди средневековых руин. Вернемся в Тараз.

На протяжении всей поездки меня не покидало ощущение, что всё это я уже видел. Уютный город с невысокой застройкой максимум в пять этажей, где почти каждый дом окружен палисадниками. Устремленные в небо пирамидальные серебристые тополя, перемежающиеся развесистым карагачем. Журчащие всюду арыки. Не слишком большое количество машин на дорогах, блаженно не ведающих, что такое пробки. Неспешный ритм, солнце, голубое небо. Конечно же, именно такой и была Алма-Ата моего детства. А если еще заменить рекламные баннеры на плакаты «Народ и партия едины!» и иномарки – на «москвичи» и «волги», различия станут почти неощутимыми.

Когда же в гостинице, где мы поселились, нам в первое утро подали на завтрак застенчивую порцию манной каши, два крохотных оладушка да розетку с джемом –
точь-в-точь как в детском саду, куда я ходил, – ощущение дежа-вю стало окончательным и бесповоротным. Так, неожиданно для самого себя я совершил путешествие в детство, а легенды и воспоминания окончательно перемешались с действительностью.

(Окончание. Начало в № 50)

Текст и фото: Владимир КАКАУЛИН