Поездка на выходные в Тараз случилась нежданно-негаданно. Авиакомпания Qazaq Air по случаю открытия нового рейса Алматы – Тараз организовала пресс-тур для знакомства с городом, биография которого насчитывает уже ни много ни мало, а два тысячелетия.
Пожалуй, нигде еще я за пару дней не слышал такого количества легенд и сказаний – как уходящих вглубь столетий, так и создаваемых буквально на глазах.
Началось с того, что наш экскурсовод – чудесная женщина и директор туристического центра «Золотой караван» Альбина Веймер, – едва представившись, сообщила, что Тараз еще называют городом белых магов и волшебников. Подробности, правда, утаила. Впрочем, к концу нашего путешествия мы уже могли не задаваться подобным вопросом. (Кстати, «Золотой караван» явился и главным партнером пресс-тура, наряду с гостиницей Aisha Deluxe, приютившей нас на эти дни.)
Итак, наша команда из восьми журналистов и блогеров, едва проснувшись и позавтракав, нырнула в 34-градусное марево середины мая (мы умудрились застать два самых жарких дня весны, зато после нашего отъезда в городе выпал град с голубиное яйцо), чтобы понять, действительно ли Тараз столь интересен, как об этом утверждают путеводители и местные краеведы.
Первой точкой маршрута оказался Тектурмас – архитектурный комплекс XIV века, возведенный на вершине одноименного холма. Лишь только мы вышли из автобуса, как голос гида наставил нас на путь истинный: «Это священная гора Тектурмас, нужно начать движение с правой ноги, загадав желание, но только нематериальное» (забегая вперед, скажу, что обряд этот неизбежно повторялся и во всех других местах). Тут же подоспела и первая легенда – точнее быль, у которой есть все шансы приобрести легендарную окраску.
Однажды в туркомпанию Альбины обратилась по интернету женщина – американка индийского происхождения. Лет 15 назад ей приснилось во сне удивительное по красоте место с необычными строениями. Что это за место и где оно находится, она понятия не имела, но с той поры потеряла покой и сон, решив обязательно его найти. И вот полтора десятилетия спустя, пролистав тысячи фотоальбомов и перерыв весь интернет, она обнаружила свою мечту – это был Тектурмас. Вскоре она уже была в Таразе.
Не знаю, войдет ли эта история в народный фольклор, но открывавшиеся нам виды были и впрямь завораживающими. На высоком зеленом холме с желтыми пятнами цветущих маков (да-да, маки здесь желтого цвета, будучи гибридами обычного мака и желтого тюльпана) выстроились два красавца мавзолея, которые словно парили над долиной реки Талас, демонстрируя, каким должен быть идеал ландшафтной архитектуры. При этом добраться к дальнему из них – мавзолею Тектурмаса – можно было лишь через мавзолей Мамбет-батыра.
О первом из мавзолеев мало что известно: по преданию там захоронен прах святого Султана-Махмуда-хана. Зато Мамбет-батыр – личность историческая. Сподвижник Абылай-хана, он прославился своими ратными подвигами в борьбе с джунгарами.
К сожалению, в середине 1930-х годов мавзолей Тектурмаса был разрушен. Хорошо, что остались фотографии конца XIX века. По ним-то он и был воссоздан уже в наши дни, но, конечно, достаточно приблизительно (мавзолей же Мамбет-батыра – постройка 60-летней давности, а первоначально прах воина находился на территории мавзолея Карахана). Сегодня к мавзолею с западной части примыкает смотровая площадка, откуда открывается прекрасный вид на старый Тараз. Если не оглядываться на северную часть города с вкраплениями многоэтажных домов, то кажется, что такой же картина была и сто, и двести,
и тысячу лет назад. Всё те же саманные домики; тополя и карагачи; река, не обутая ни в какой гранит; белоснежные шапки гор на горизонте...
Я не была здесь лет семьсот,
Но ничего не изменилось...
Всё так же льется Божья милость
С непререкаемых высот...
Анна Ахматова
Когда же мы возвращались назад по дорожке из бутового камня, наша сказительница сообщила, что прямо под нами проходит древний подземный тоннель. Сейчас, из-за взрывных работ на каменоломне, он разрушен, а раньше достигал центра города и служил тайным ходом для правителей Тараза, которые в случае опасности могли скрытно покинуть дворец и найти убежище в горах.
Самое впечатляющее в этом тоннеле – его размеры. Когда уже в наши дни исследователи спустились в него, то обнаружили конскую подкову, а при желании здесь можно было спокойно провести и верблюда. А значит, и целый караван.
В этом месте нас настигла очередная легенда. Рассказывают, что когда в XIX веке российские топографы впервые проникли в тоннель, на глубине в несколько метров их встретила белая кобылица. Факелы стали гаснуть, слышался плач детей, звяканье посуды. Ужас обуял пришельцев, и они поспешили выбраться на поверхность.
Недаром ведь название Тектурмас переводится как «не просто так стоящее», «беспокойное» место. Эта земля хранит звуки прошедших времен, голос предков.
А вот мавзолей Карахана, относящийся к XI–XII векам, визуально смотрится намного тяжелее и массивнее, что, впрочем, соответствует статусу человека, который здесь покоится. Это представитель знаменитой династии караханидов, правившей тысячу лет назад.
Мавзолей построен в основном из жженого кирпича, причем для этого использовались, как выяснилось при раскопках, 30 разновидностей терракоты. Как и в случае с другими сооружениями подобного рода, первоначальный облик мавзолея до нас не дошел: к середине прошлого века сохранились лишь стена с аркой да две колонны. К тому же в 1906 году мавзолей силами горожан был отстроен практически заново, потеряв при этом декоративную облицовку. Опять помогла фотография – 1902 года. По ней и был восстановлен памятник.
Интересно, что в годы, когда мавзолей находился в полуразрушенном состоянии, здесь открылась первая экспозиция историко-краеведческого музея. Сейчас музей переехал по новому адресу, а мавзолей включен в список маршрутов, которые паломники совершают на территории Джамбульской области и по дороге в Туркестан (кстати, заметила Альбина, два посещения Туркестана заменяет одно паломничество в Мекку!).
У входа же в мавзолей стоял большой камень с выбитыми в нем отверстиями, о предназначении которого догадается не каждый. Он предназначался для игры в тогыз-кумалак («девять камешков») – одну из самых древних казахских национальных игр. Нашли камень прямо посреди степи. Внизу идет арабская вязь, причем она настолько замысловата, что ученые до сих пор не могут ее расшифровать.
А еще, заговорщически сообщила Альбина, мавзолей Карахана покровительствует мужчинам. Так что надо ходить, прикасаться руками к стенам, и мавзолей принесет вам удачу и излечит от болезней, если они есть, а если нет – тем более.
Мы походили вдоль сооружения, ощущая ладонями шероховатую поверхность кирпичей, прогулялись к расположенному рядом мавзолею сподвижника Чингисхана Давутбека и уже было решили, что в этом месте легенд мы не дождемся. Но не тут-то было!
«А вы знаете, какая это замечательная дверь?!» – спросила Альбина, показывая на невзрачную с виду деревянную дверь в боковом проеме здания. Оказалось, что та уже дважды внезапно пропадала и никто не мог ее найти, но затем возвращалась: ее обнаруживали утром лежащей рядом с мавзолеем.
«Так, – подумалось мне, – до двери мы дошли, скоро дойдем до ручки!»
Существует легенда, что Чингисхан, сметая всё на своем пути, остановился при виде мавзолея Айша-Биби со словами: «Мавзолей любви! Всё проходит в мире, любовь пусть остается навсегда»
Но самая любимая легенда Тараза, а, пожалуй, и всего Казахстана ждала нас, когда мы подъезжали к тихому и уютному местечку – бывшему селу Головачевка, а ныне аулу Айша-Биби, – где нашла приют самая романтическая героиня казахского фольклора.
(«Про правую ногу не забыли? Загадываем желание!»)
Знаменитый памятник XI–XII веков – мавзолей Айша-Биби – окружал очень искусно выстроенный ландшафт со специально подобранной гаммой солнечных оттенков: желтый песчаник, карельская береза, лаванда, желтая бузина.
Жаль, не прижилась каменная роза.
Тем временем мы обошли мавзолей и собрались на зеленой лужайке с противоположной от входа стороны, чтобы послушать печальную историю юной красавицы.
«Существует 28 вариантов легенды о любви Айша-Биби и Карахана, – сказала наш экскурсовод. – Я расскажу вам 29-й».
В этой версии Айша была дочерью самаркандского богача Зенги-ата.
Однажды на городской площади ее глаза встретились с глазами батыра Карахана, приехавшего из Тараза. Молодые люди полюбили друг друга и тайком начали встречаться в городском парке. Верная няня Бабаджи-хатун помогала своей любимице. Но пришла пора уезжать Карахану. Он решил просить руки Айши у Зенги-ата. Тот уже прослышал о тайных свиданиях дочери и, сурово встретив гостя, ему отказал. Опечаленный Карахан простился со своей возлюбленной и уехал. Никто не знает, сколько времени чахла в разлуке Айша, но однажды она пришла к отцу с такими словами: «Отец, я не могу жить без Карахана – отпусти меня к нему». Разгневанный Зенги-ата произнес: «Такого еще не было, чтобы девушка-мусульманка сама ехала искать своего жениха. Ты преодолеешь семь рек, но последней тебе не преодолеть никогда. Ты не соединишь свою судьбу с судьбой этого пришельца!». Тогда Айша, облачась в одежды кипчакского воина, села на коня и вместе с няней отправилась на поиски своего суженого. Через несколько месяцев пути она достигла ворот Тараза. Чтобы предстать перед женихом во всей красе, Айша решила искупаться в речке и надеть свадебное платье, которое захватила с собой. Но когда после купания она примеряла свой головной убор, оттуда вылезла змея. Когда на крик Айши подбежала Бабаджи-хатун, она заметила на щеке своей воспитанницы две черные точки...
До Карахана дошли вести, что Айша приближается к Таразу, и он выехал ей навстречу. Айша еще была жива, когда он подъехал к ней. Она открыла глаза и произнесла: «Карахан, я люблю тебя, я умираю». Находившийся в свите Карахана мулла успел обвенчать молодых людей за несколько мгновений до того, как Айша уснула вечным сном на руках своего возлюбленного. И тогда Карахан воскликнул: «Я клянусь, что здесь, в степи, где я потерял свою Айшу, построю для нее мавзолей, равный по красоте моей любимой!». Всю оставшуюся жизнь он строил мавзолей, до сих пор не сравнимый ни с каким другим.
...Мавзолей состоит из терракотовых плит. Секреты изготовления этих плит безвозвратно утеряны. Известно только, что использовались глина, кобылье молоко и женские волос. На протяжении всего долгого времени строительства красавицы девушки обрезали свои длинные косы и отдавали их для связки плит.
К сожалению, в народе существовало поверье, что если от плиток отломить кусочек и его растолочь, это якобы помогает от многих болезней. Мавзолей стали растаскивать по кускам. Встала необходимость его сохранения – одели стеклянным саркофагом. В результате мавзолей стал катастрофически разрушаться. Это продолжалось до тех пор, пока случайно не было разбито несколько стекол сверху, тогда разрушение прекратилось. Детище Карахана не могло находиться в заточении.
Сейчас мавзолей полностью отреставрирован, кроме купольной части. Она тоже была опоясана терракотой, но какой – неизвестно.
От первоначального строения до нас дошли лишь две выступающие колонны. На одной из них, на 18-й плитке снизу, сохранилась арабская вязь – плач Карахана по красавице Айше. Советскими учеными было расшифровано всего несколько слов: «Осень, тучи на небе, жизнь прекрасна, любовь моя!».
С колоннами связана еще одна легенда, что их касалась рука Чингисхана. Сметая всё на своем пути, грозный хан якобы воскликнул: «Мавзолей любви! Все проходит в мире, любовь пусть остается навсегда!».
Интересно, что неподалеку живет семья – потомки тех, кому Карахан повелел охранять мавзолей. Из поколения в поколение это поручение передается.
Мавзолей покровительствует девушкам и женщинам. Сюда приезжают свадебные кортежи, приходят пары, чтобы помириться, приезжают женщины, которые долгое время не могут родить ребенка. Троекратно с молитвой обходя мавзолей, они верят в благодетельную силу любви Айши и Карахана.
Рядом стоит мавзолей Бабаджи-хатун. По легенде, здесь похоронена няня Айши. В действительности там покоится прах матери правителя Самарканда, погибшей в этих краях при трагических обстоятельствах. Где похоронена няня – неизвестно. Она до конца своей жизни поддерживала огонь рядом с мавзолеем.
Когда солнце стоит в зените и дует легкий ветер, мавзолей издает своеобразную песню-плач: Айша, так и не став по-настоящему женой Карахана, плачет по своей несбывшейся мечте.
Раньше, когда не было высотных зданий, последний луч заходящего солнца одновременно касался двух мавзолеев. Так было задумано.
Окончание следует
Текст и фото: Владимир КАКАУЛИН
Copyright
© 2005-2021 · «Мир путешествий»
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Мир путешествий» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Мир путешествий».