Дерзость замысла

№2 (37) 03-04/2015

 На экраны страны вышел масштабный блокбастер казахстанского производства «Весь мир у наших ног». Это, действительно, событие в культурной жизни республики: никогда еще ни один отечественный кинопроект не собирал на своей съемочной площадке столь мощный ансамбль голливудских звезд.

Кроме того, это первый в Казахстане проект частной студии с бюджетом в 7 млн долларов.

Генеральный продюсер фильма известный бизнесмен и общественный деятель Даурен Муса поставил перед съемочной группой задачу создать не только блокбастер, наполненный захватывающими дух приключениями и каскадерскими трюками, но, самое главное, картину, воспевающую вечные ценности: любовь, честь и достоинство человека в драматических обстоятельствах жизни. В центре фильма – история юной и прекрасной Алии, волею судьбы попавшей в эпицентр криминальных схваток, но не сдавшейся и бросившей вызов «крестным отцам» преступного мира.

Невероятные спецэффекты, потрясающая операторская работа, каскадерские трюки и оригинальная музыка с головой погружают зрителя в атмосферу предельного эмоционального напряжения!

По данным сайта Kino.kz, четырехкратного обладателя национальной интернет-премии AWARD.kz, стартовавший в прокате фильм «Весь мир у наших ног» сразу стал абсолютным лидером по результатам опроса кинозрителей. Рейтинг казахстанского блокбастера составил 9.8 из 10 баллов! Это самый лучший показатель за последние 24 месяца. Позади остались такие достойные картины, как «Трансформеры: Эпоха истребления», «Неудержимые 3», «Пятьдесят оттенков серого», «Хоббит: Пустошь Смауга» и многие другие. А по опросу ведущего российского кинопортала Kinopoisk.ru рейтинг казахстанского фильма составил 8 баллов из 10. Что тоже является своеобразным достижением.

Наше сегодняшнее интервью – с создателями нового отечественного блокбастера.

Генеральный продюсер Даурен Муса (второй слева) и актер Дон «Дракон» Уилсон (крайний слева) на съемочной площадке

«В нашей картине нет героев и антигероев. Каждый прав по-своему, как и в жизни»

– Уважаемый Даурен, разрешите поздравить Вас с выходом на экраны фильма «Весь мир у наших ног». Расскажите, как Вам, генеральному продюсеру, удалось привлечь в картину таких голливудских звезд, как Питер О’Тул, Арманд Ассанте и Майкл Мэдсен?

– Еще до начала съемок мы поняли, что надо делать достойный фильм, а достойным он будет тогда, когда есть имена. Для этого привлекли все свои связи, потратили значительные суммы. Я осознанно на это пошел и сейчас спокоен за свою картину, зная, что мы выложились на все 100 процентов. Слава Всемогущему Аллаху, картина вышла в прокат, и зрители дали свою оценку, о чем красноречиво говорят высокие рейтинги на ведущих кинопорталах Казахстана и России, а также многочисленные положительные публикации в прессе.

– По какому принципу отбирались казахстанские актеры?

– Казахстанские актеры должны были играть наравне с голливудскими, даже лучше. Это непростая задача. Но они смогли показать мастерство и высокий класс.

– Фильм посвящается памяти великого актера Питера О’Тула, а также нашего земляка – знаменитого спортсмена, бизнесмена и легенды уголовного розыска Серика Бимурзина. Кому пришла мысль пригласить его в картину?

– Серик Базарович – мой друг. Арманд Ассанте, когда мы с ним ужинали вскоре после того, как он дал согласие сыграть главную роль, начал мне задавать вопросы о криминогенной обстановке в Казахстане (ведь жанр фильма – криминальный экшн). И я сказал Арманду: что я тебе буду говорить, пусть лучше расскажут об этом генералы. Позвонил Болатбеку Акылбаевичу Булгакбаеву и Серику Базаровичу Бимурзину. Спасибо им: приехали, рассказали. Серик сказал, что у него в жизни было три мечты. Первая: так как он рос в большой семье в маленькой деревне, у него с детства была мечта построить большой дом, где бы могли разместиться все его родственники. Эта мечту он смог осуществить. Вторая мечта была стать генералом. Ее он тоже смог осуществить, потому что возглавлял уголовный розыск Актюбинской области и был первым заместителем начальника ДВД города Алматы. А это генеральские должности, хотя он ушел в отставку в звании полковника. И третья мечта – сыграть в фильме с голливудскими звездами. «Пусть это даже будет маленький эпизод, но я хочу сняться с тобой, Армандо!». Он так красочно все рассказывал, что Арманд Ассанте в тот вечер прослезился от смеха и, повернувшись ко мне, сказал: «Даурен, я хочу, чтобы этот человек был рядом со мной». Так мой друг Серик Бимурзин оказался в фильме и в последующем стал одним из сопродюсеров, как и Капал Боранбаевич Бекбосынов.

Серик Бимурзин

Надо сказать, что консультантами у меня были серьезные люди, которые прошли определенный путь. И в некоторых местах события, происходящие в фильме, можно сказать, основаны на реальных фактах. А когда факты взяты из жизненных реалий, они имеют определенную энергию. И Серик Бимурзин мне говорил: «Когда мы презентуем фильм, я официально как бывший полковник криминальной полиции заявлю, что некоторые факты взяты из реальной жизни». Были подобные криминальные случаи, которые он раскрывал, когда служил Родине.

– Что для Вас было неожиданным в процессе съемок?

– Для меня стало неожиданностью, что Арманд Ассанте сам будет ставить сцены боев. Поэтому его включили в число постановщиков боевых трюков. Он сам дрался, без дублера. Это для меня было удивительно, что, несмотря на возраст (а ему уже за 60 лет), он так работает над собой, дерется наравне с молодыми каскадерами и фору всем дает.

– А легендарный Боло Йенг чем запомнился?

– Тем, что во время каждого застолья (а к нам прилетали со всех концов Казахстана), когда ему предоставляли тост, он рассказывал истории о Брюсе Ли. Это было приятно слышать. Боло, кстати, объявлял о завершении кинокарьеры в 2008 году, но ради нашего фильма изменил решение.

– А оскароносный Питер О’Тул?

– Надо отдать должное Питеру О’Тулу, что, несмотря на болезнь, он снялся в фильме. Когда он летел в Казахстан из Лондона, его в самолете просквозило под кондиционером. Но он сыграл роль: вот что значит класс и высокий профессионализм!

– Делились ли голливудские звезды своими впечатлениями о Казахстане? Многие же впервые были в нашей стране.

– Я могу смело сказать, что они были поражены уровнем развития Казахстана, высоким качеством сервиса, гостеприимством. Они жили в одном из лучших алматинских отелей Royal Tulip (где, кстати, проходили съемки некоторых сцен фильма). И им было удивительно, что у нас на дорогах Мерседесов, Бентли и Ролс-Ройсов не меньше, чем в Америке.

– Главная идея фильма, что Вы хотели донести до зрителя?

– Главную идею мы хотим донести зрителям мира. Мы хотим показать, что Казахстан – это развитая страна с красивой природой и достойными людьми. Чтобы мир узнал настоящий Казахстан и казахстанцев: без пафоса и приукрашивания. В нашей картине нет героев и антигероев: каждый прав по-своему, как и в жизни. Но в итоге остаются сильнейшие. И что радует – добро побеждает зло. Потому что добро – это свет, зло – это тьма. Из законов физики мы знаем, что свет насквозь пронизывает и рассеивает тьму. Основная концепция фильма в этом.

 

Режиссер Саламат МУХАММЕД-АЛИ на съемочной площадке
  Саламат МУХАММЕД-АЛИ: «Победи себя и получи весь мир»

– Саламат, Вам как режиссеру-дебютанту довелось на первой же картине поработать с такими знаменитостями. Как Вы смогли осуществить такой громкий старт?

– Идея по созданию фильма появилась в 2001 году. И вот спустя столько лет моя мечта осуществилась. Представляете, сколько я к этому шел!

Рабочее название фильма сначала было другое. Но потом неожиданно пришло название «Весь мир у наших ног». А дальше произошла следующая история.

Некоторое время после съемок картины я работал в Америке и жил у Арманда Ассанте на его ранчо. И вот наступило Рождество – самый большой праздник у американцев. К Арманду приехал в гости известный американский продюсер. Я показал ему трейлер фильма. Он сразу обратил внимание на его название, на английском это звучит круто: «The whole world at our feet». Оно вызвало у него много эмоций: «И как мы могли пропустить такое название мимо себя?!».

Дело в том, что все яркие фразы и выражения в киноиндустрии уже использованы и давно запатентованы. В Голливуде многое идет от названия. После придумываются слоган, логлайн, аннотация, синопсис, расширенный синопсис и только потом – сценарий. Таков киномаркетинг.

Я тогда подумал: раз так произошло, значит, этому названию суждено было родиться именно в Казахстане. И я до сих пор не пойму, как так вышло, что в нашем фильме сыграли восемь голливудских звезд, включая самого Питера О’Тула!

– Как Вам работалось с продюсером фильма?

– Сняв этот фильм, поработав с Дауреном Муса, я прошел большую школу жизни и очень благодарен этому человеку! Я благодарен ему за то, что он поверил мне и дал шанс.

Конечно, во время нашей совместной работы мы переделали сценарий: что-то усилили, что-то доработали с подачи генерального продюсера. Во время этой работы я многое понял. Даурен меня научил важным вещам. В первую очередь тому, что не нужно быть тщеславным. Нужно понимать людей и давать им то, чего они хотят. И тогда зритель вернет тебе то, чего ждешь ты.

У Даурена Муса я научился не только побеждать себя, я познал философию жизни и высшее ее предназначение. Также я благодарен своей супруге Карине. Без ее поддержки я бы не обошелся. Мы вместе прошли этот путь, эту школу и вместе победили себя!

 

Карлыгаш МУХАМЕДЖАНОВА: «Я никогда не снималась в картинах такого рода»

– Карлыгаш, в Казахстане Вам сегодня популярности не занимать. Правда, что после всех своих ролей Вы на этом фильме проходили кастинг?

– Действительно, кастинг был очень большой, претендентов хватало. Насколько я знаю, решающее слово в мою пользу высказал мой будущий партнер, исполнитель главной роли Арманд Ассанте, который к тому же был консультантом на площадке.

– Что удивило в этом проекте?

– Вначале для меня были несколько непонятны моя роль и сам жанр фильма. Я никогда не снималась в картинах такого рода. Мне кажется, впервые в Казахстане использован подобный стиль: сюрреалистический мир, которого на самом деле не существует. На меня накладывали странный грим с ярким макияжем и цветными линзами, я носила несколько эпатажный костюм, длинный кожаный плащ. Наш фильм оказался поделен на два разных мира, периода.

Для меня это первая картина, в которой я видоизменяюсь – и внешне, и внутренне. Раньше зритель меня видел романтичной девочкой, с длинными волосами, в платьишках, а здесь я более дерзкая, и одежда соответствующая. Даже пришлось подстричься, а были длинные-длинные волосы; для меня это – жертва.

– С партнерами было сложно?

– К моему великому счастью, мне всегда попадались очень профессиональные, органичные, правдивые партнеры. В фильме основным моим кинопартнером был Арманд Ассанте, у нас много совместных сцен. Как и с Алексеем Франдетти, который по фильму является моим возлюбленным. И с тем и с другим мне повезло несказанно. Арманда Ассанте знает весь мир. Алеша Франдетти не только хороший актер, но и еще очень талантливый режиссер.

– Но у Вас был еще один партнер – каскадер Нурлан Алтаев.

– Нурлана я знаю давно, еще по каскадерской группе. Он большой профессионал. Но в нашем фильме я хочу отметить и его актерские способности – я думаю, зритель это оценит.

 

Нурлан АЛТАЕВ: «Я играю самого себя»

– В фильме «Весь мир у наших ног» Вы – известный каскадер – впервые снялись как актер и сразу в одной из главных ролей. Как так получилось?

– Я к этой роли готовился семь лет и был одним из первых, кого утвердил режиссер Саламат Мухаммед-Али. Он увидел меня в цирке и пригласил на пробы. Я от этих проб ничего не ждал: думал – не утвердят. Саламат долго ко мне присматривался. И в итоге так вышло, что мне играть особо ничего и не пришлось. Режиссер решил использовать мой собственный характер. Я играю самого себя. Саламату понравился мой образ. Даже то, как я порой одевался. Он советовал мне на съемках оставаться в той одежде, которая мне нравится, отрастить волосы, и это также стало частью моего имиджа.

– Первая роль – и сразу с актерами мирового уровня! Как Вы чувствовали себя на площадке?

– На съемках хорошо работалось со всеми голливудскими актерами. Правда, с английским у меня плохо. Кэри-Хироюки Тагава все время обнимал меня и говорил: «О-о-о, мегастар!». Я думал: «Что такое? Откуда они меня знают?». Оказалось, Саламат показал им мои каскадерские работы. Их это впечатлило. Тагава потом мне сказал: «Тебе даже открывать рот не надо, ты все взглядом говоришь». В общем, я им понравился.

Правда, на площадке мне было нелегко. Ассанте говорит свою фразу на английском, а я боковым зрением смотрю на второго режиссера – когда тот махнет рукой, чтобы я вступал в диалог. Вот так и приходилось работать.

Но я благодарен нашему генеральному продюсеру Даурену Муса за то, что он предоставил мне такой шанс, поверив Саламату и оставив меня в картине. А ведь он мог и на мою роль пригласить звезду мировой величины. В общем, я был в шоке!

 

Мурат БИСЕНБИН: «Кино учит терпению»

Спортсмен, телеведущий, известный актер Мурат Бисенбин в фильме «Весь мир у наших ног» не только сыграл роль, но и стал исполнительным продюсером.

– Мурат, как Вы совместили эти две ипостаси?

– Моя роль досталась мне по двум причинам. Во-первых, она относительно небольшая, а мы изначально решили, что я буду работать на проекте еще и линейным продюсером, что требует большой отдачи. Вторая причина также была связана с моей занятостью в качестве продюсера – роль должна была соответствовать моему характеру, чтобы не требовалось долго вживаться в образ.

– Вам понравился опыт работы в качестве продюсера?

– Я бы даже так не ставил вопрос – понравилось или нет. Мне это просто было интересно. Хочется себя в будущем реализовать в качестве продюсера кино в полном смысле этого слова.

– Что было для Вас самым неожиданным в процессе работы?

– Участие знаменитых актеров, которые снимались в фильме благодаря нашему генеральному продюсеру Даурену Муса, стало для нас приятной неожиданностью и, можно сказать, подарком. Так здорово, что довелось с ними поработать.

– Чему лично Вас учит кинематограф?

– Мне кажется, кино учит терпению. Те же голливудские актеры, которые привыкли к более комфортным условиям работы, всё понимали, ждали, терпели и выполняли все требования нашего режиссера. Даже если они им казались на первый взгляд безумными. Но они их исполняли, к моему удивлению. Единственное исключение – Кэри Тагава. Он возмутился, когда ему сказали, что он будет висеть вверх ногами, привязанный к стулу. Причем именно он, а не дублер! Ведь найти для него дублера было практически невозможно. Дошло даже до того, что приехал генеральный продюсер Даурен Муса и долго, обстоятельно беседовал с ним. И уговорил. Для нас это был показатель того, что мы делаем одно дело и нас не остановить. Даже такой актер, как Кэри Тагава, согласился на наши условия и провисел некоторое время вверх тормашками.

 

Алексей ФРАНДЕТТИ: «О встрече с Питером О’Тулом в Алматы буду рассказывать внукам»

Одну из главных ролей в фильме «Весь мир у наших ног» сыграл известный российский актер Алексей Франдетти.

– Это Ваши первые съемки в казахстанском кино? Какие открытия для себя сделали?

– На тот момент для меня это было что-то новое, я никогда не работал в Казахстане, и мне это было интересно. У нас была прекрасная команда. Мне очень понравился город. Я впервые был в Алматы и до сих пор вспоминаю о нем с огромной теплотой и надеюсь, что когда-нибудь сюда вернусь.

Вообще, с Казахстаном меня многое связывает. Здесь живут несколько моих одноклассников, которые сюда переехали. Работает режиссером мой товарищ. Другой мой друг – известный оператор – тоже из Казахстана. Так что сложилась такая душевная связь, мне хочется вернуться в эту прекрасную страну.

– В фильме снимались звезды мирового кино, кто из них запомнился?

– Я пересекался на съемочной площадке с Армандом Ассанте и Питером О’Тулом. Эти встречи оставили, конечно, неизгладимое впечатление. Ассанте оказался очень хорошим партнером, открытым к предложениям, каким-то импровизациям, и мне с ним очень понравилось работать. А про знакомство с Питером О’Тулом я буду рассказывать, наверное, своим внукам. Это легенда мирового кинематографа. И я безмерно благодарен судьбе, продюсеру и режиссеру за возможность работать с этой легендарной личностью.