Творений дух свободный

№1 (42) 01-03/2016

Выставка мастеров венгерского искусства в Алматы. Уютно расположившаяся на Среднедунайской равнине, сегодняшняя Венгрия – страна небольшая, но обладающая богатейшим культурным и историческим наследием.

В одном только Будапеште насчитывается около 80 музеев и 100 частных выставочных залов и галерей. И если классические образцы изобразительного искусства собраны главным образом в Музее изобразительных искусств и Венгерской национальной галерее, то крупнейшее собрание современного венгерского искусства находится в частных руках. Известный в стране предприниматель и меценат Габор Ковач, создав фонд своего имени – КОГАРТ (сокращение от Ковач Габор Арт), выделил три миллиарда форинтов (14 миллионов долларов) на приобретение лучших образцов современного венгерского искусства, поддержку молодых талантливых художников и организацию выставок. Часть экспозиции ныне выставлена в особняке фонда на проспекте Андраши в центре Будапешта.

Бела Кондор. Из цикла «Дожа» (1956)

Ежегодно фонд проводит по 8 – 10 выставок как в стране, так и за рубежом. Ведь показать, действительно, есть что: одних только картин и оригинальных графических листов насчитывается уже более 2500 единиц. И вот после Болгарии, России, Китая и Италии экспозиция современного венгерского искусства добралась и до предгорий Заилийского Алатау.

8 января в Государственном музее искусств им. А. Кастеева открылась выставка «Истории мастеров венгерского искусства», организованная совместно с музеем Арт-фондом КОГАРТ и Генеральным консульством Венгрии в Алматы.

Г-н Ференц Блауманн с супругой (в центре) и посетителями выставки

Выступая на открытии, генеральный консул г-н Ференц Блауманн рассказал о том, как возникла идея провести такую экспозицию в южной столице Казахстана, и подчеркнул, что «подобные мероприятия, когда люди узнают друг о друге много нового и окунаются в удивительный мир искусства, способствуют развитию добрых отношений между нашими странами и народами».

Крупнейшее собрание современного изобразительного искусства Венгрии принадлежит фонду КОГАРТ, основанному известным предпринимателем и меценатом Габором Ковачем

На выставке можно было познакомиться с творчеством таких талантливейших венгерских мастеров второй половины XX века, как Лайош Салаи, Бел Кондор, Тибор Чернуш, Жужа Перели, Мартон Такач, Иштван Орос, Миклош Боршош, Имре Кэри, Петер Пруткаи, Жофия Варга, Рита Kешеяк, Рита Коралевич и другие.

Поскольку обо всех художниках и их произведениях рассказать в небольшой статье невозможно, поделюсь лишь самыми яркими впечатлениями.

Пожалуй, самой значительной среди выставленных работ представляется серия из 14 гравюр Бела Кондора (1931 – 1972) из цикла «Дожа», рассказывающего о крестьянском восстании 1514 года под предводительством Дьёрдя Дожи. Трагические, с резкой графикой, напоминающие чем-то офорты Гойи, эти гравюры имели неслучайную дату создания – лето 1956 года. Написанные за два с небольшим месяца до Венгерского восстания против тоталитаризма, офорты мастера стали пророческими.

Жужа Перели. Иллюстрация к сказке Шандора Петёфи «Храбрый Янош» (2006)

Совсем иными по настроению оказались расположенные по соседству акварельные иллюстрации Жужы Перели (р. 1947) к сказке в стихах Шандора Петёфи «Храбрый Янош» о том, как юноша-сирота становится королем страны фей. Яркие цвета, драконы, великаны, ведьмы, принцессы – здесь царила атмосфера фантазии и легкой улыбки.

Музыка пропитывает работы скульптора и графика Миклоша Боршоша (1906 – 1990). Его лаконичные и очень грациозные рисунки «Вариации на одну тему», где непременно присутствует любимая автором скрипка, обладают легким характером и добрым нравом. Очень интересно смотрелись и его медали, выполненные в стиле монет Древней Греции и Рима, на которых были изображены Вивальди, Бах, Гайдн, Моцарт, Лист, а также венгерские композиторы Бакфарк и Кодай.

Иштван Орос. «Автопортрет с Альбертом» (2002)

А вот тема цикла офортов из 10 листов «Похвала Пиранези» сравнительно молодого художника Мартона Такача (р. 1971) весьма необычна. Он изображает руины современных европейских столиц в воображаемом далеком будущем, когда нынешняя Европа станет таким же античным миром, как Древний Рим. В 1994 году состоялся конкурс «Будапешт глазами Пиранези», благодаря которому Такач основательно погрузился в творчество итальянского мастера архитектурных пейзажей и, освоив его язык, стал создавать свои удивительные офорты, обращенные одновременно и в прошлое, и в будущее. «Всё – суета сует. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Экклезиаст).

В призме появляется изображение Эйнштейна, которого нет на этой же гравюре вверху

Но если бы на выставке присуждался приз зрительских симпатий, то, безусловно, его бы получила гелиогравюра «Автопортрет с Альбертом» Иштвана Ороса (р. 1951). Этот художник, один из самых оригинальных в современной Венгрии, использует в своем разножанровом творчестве множество приемов, в том числе метод анаморфоза, когда создается конструкция, позволяющая путем оптического сдвига выявлять недоступные ранее зрительные образы.

У этой работы постоянно толпились люди, а сама гравюра лежала на подставке вместе с небольшим металлическим цилиндром, отполированным до блеска. Рядом на стене висела копия. Сюжет гравюры представлял барочный натюрморт: на столе, заваленном, как у средневекового алхимика, различными измерительными приборами, старинными манускриптами, черепами, стоит посредине зеркало, в котором отражается лицо автора, сидящего за этим столом и листающего книгу. Но если на это зеркало сверху поместить упомянутый цилиндр и взглянуть на него под определенным углом, то на его боковой поверхности, собирающей и преломляющей отражения от отдельных участков гравюры, вдруг начинают проступать черты лица, хорошо знакомые любому школьнику. На вас с лукавством взирает невесть откуда взявшийся создатель теории относительности Альберт Эйнштейн. Вот таким необычным образом художник выразил дань уважения перед ученым, чей гений, свободный от шаблонов и предрассудков, оказал столь мощное влияние на мировоззрение и культуру современного человечества.

На самой же выставке незримо витал дух творческой свободы народа, проживающего за тысячи километров вдали от казахстанских степей, но в этот день ставший для многих алматинцев гораздо ближе. 

Текст и фото: Владимир КАКАУЛИН