Забытый исследователь Арала

№1 (48) 01-02/2017

 

Изучая историю научных исследований Аральского моря, начатую русскими путешественниками XIX века, я был поражён масштабу личности Алексея Ивановича Бутакова, учёного и моряка, контр-адмирала российского флота,

который многие годы своей жизни посвятил этому тогда еще незнакомому для европейцев озеру, одному из крупнейших в мире. В 2016 году я в составе экспедиции Казахстанского национального географического общества побывал в тех местах, что описал ученый в своих изысканиях. Изучив его работы, я пришёл к выводу: Алексея Бутакова как исследователя и путешественника можно уверенно поставить в один ряд с Чоканом Валихановым и Николаем Пржевальским. В прошлом году исполнилось 200 лет со дня рождения Алексея Ивановича, но, к сожалению, о его вкладе в науку почти не говорили ни у нас в Казахстане, ни в России. Поэтому я и решил с благодарностью к нему вспомнить это славное имя.

Алексей Бутаков. 1865 г.

Впервые фамилию Бутаков я узнал в молодости, когда приобрёл для коллекции маленького сына блок марок «Адмиралы России». Это было в 1989 году – те марки до сих пор хранятся в нашей семье. С них на меня смотрели знаменитые флотоводцы, которые являются гордостью российского флота: Корнилов, Истомин, Невельской, Попов, Макаров. Был и адмирал Бутаков, о котором я ничего не знал. Я стал искать материалы о нем, кое-что раздобыл. Оказавшись спустя 27 лет на бывшем мысе Бутакова, который когда-то омывало Аральское море, я вспомнил красивый экспонат из нашей коллекции. Вернувшись домой, достал эти марки, но там был изображён не Алексей Бутаков, исследователь Аральского моря, Сырдарьи и Амударьи, а его родной брат, контр-адмирал Григорий Бутаков, один из реформаторов российского флота после Крымской войны. Уникальная семья: у вице-адмирала Ивана Николаевича Бутакова было пятеро сыновей – все стали морскими офицерами, четверо дослужились до адмиральского чина, а один (Дмитрий) пал смертью храбрых в молодости, когда лейтенантом участвовал в обороне Севастополя.

Тарас Шевченко. «Шхуны около форта Кос-Арал». 1848-49

Алексей был самым старшим из братьев. Окончив в 1832 году Петербургский морской кадетский корпус, он получил прекрасное образование, изучив разнообразные дисциплины и в совершенстве овладев английским и французским языками, а позже и итальянским (я всегда поражался качеству обучения в подобных военных школах – напомню, что Чокан Валиханов, обладавший энциклопедическими знаниями, учился в Омском кадетском корпусе). В 1840 году Бутаков совершает кругосветное путешествие на судне «Або» по маршруту Кронштадт – мыс Доброй Надежды – Камчатка – мыс Горн –Кронштадт. Так исполнилась его детская мечта. Хочу подчеркнуть, что, несмотря на то, что Алексей был сыном известного русского адмирала, он по воле отца и собственному желанию прошел все ступеньки нелегкой морской службы и все свои звания и должности добивался кропотливым трудом.

Тарас Шевченко. «Казахская стоянка на Кос-Арале». 1848-49

Молодого и одарённого офицера заметили, и в 1846 году Алексей был приглашён знаменитым адмиралом Ф. Ф. Беллинсгаузеном служить на эскадре соединенных дивизий во время военных маневров в Финском заливе. Тридцатилетний офицер прекрасно зарекомендовал себя во время учений и вскоре был назначен командиром парусной шхуны «Радуга». А в 1848 году опять же по рекомендации Ф. Ф. Беллинсгаузена стал начальником экспедиции для съёмки и промера тогда не только далёкого, но и почти неизвестного Аральского моря. Конечно, 32-летний лейтенант Бутаков мог бы спокойно пойти служить куда-нибудь в штаб Балтийского или Черноморского флота, но выбрал Аральское море. И это море стало его судьбой, принесло мировое признание и оставило его имя в истории.

Экспедиция была направлена в глубь Азии военным министерством и находилась в подчинении губернатора Оренбургского края. Ее задачей было исследование Аральского моря, загадки которого всегда волновали учёных России и Европы. Но была и другая цель. В XIX веке Россия уверенно шла на юг, расширяя свою территорию за счёт присоединения приграничных земель. Регион с вольными казахскими степями и независимым Хивинским ханством был зоной интересов двух империй: Британской и Российской. Издавна мечтала об этом лакомом кусочке и Цинская империя. Конечно, будучи офицером, Бутаков строго выполнял приказы военного ведомства России, но это был неординарный и высокообразованный человек, талантливый учёный, который «стёр» белое пятно с карты Азии и этим интересен до сих пор (вспомним, что и знаменитые экспедиции Ч. Валиханова и Н. Пржевальского также были организованы военным министерством России).

Тарас Шевченко. «Лунная ночь на Кос-Арале». 1848-49

5 марта 1848 года Алексей Бутаков и восемнадцать членов его команды прибыли в Оренбург и сразу начали строить парусную шхуну с плоским дном. Парусник длиной немногим более 14 м должен был иметь осадку без груза 1 м 20 см. К 28 апрелю судно было готово. 11 мая члены экспедиции выступили из Оренбурга на «тележном» транспорте из полутора тысяч подвод. Их прикрывали рота пехотинцев, две казачьи сотни и два орудия. Российский военный эшелон остерегался нападения джигитов непокорённых казахских родов и отрядов хивинцев. 19 июня экспедиция достигла укрепления Раим. Здесь и начали собирать шхуну «Константин», которая уже 20 июля была спущена на воду. Стоит особо отметить, что в команде находился великий украинский поэт и замечательный живописец Тарас Шевченко, включённый в состав экспедиции в качестве художника по настоятельной просьбе Бутакова. Автор вольнолюбивых стихов, Тарас Григорьевич был арестован в начале 1847 года за участие в тайном антикрепостническом Кирилло-Мефодиевском братстве. Приговор гласил: «Художника Шевченко за сочинение возмутительных и высшей степени дерзких стихотворений, как одарённого крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус с правом выслуги, поручив начальству иметь строжайшее наблюдение, дабы от него не могло выходить возмутительных сочинений». Император Николай I сделал приписку: «Под строжайший надзор и с запрещением писать и рисовать». Вот так волей судьбы Тарас Шевченко и оказался в составе экспедиции, благодаря чему мы сегодня имеем замечательные рисунки моря и прибрежной полосы Арала.

Тарас Шевченко. «Гористый берег острова Николая». 1848-49

В течение 1848–1849 годов путешественники изучали северный, западный и южный берег моря, открыли и описали несколько островов, которые назвали царскими именами. Исследователи произвели промеры глубины озера, нашли самое глубокое место – 68 метров. Определили скорость и направление постоянного течения, которое здесь шло по ходу часовой стрелки, что отличало озеро от других крупных внутренних водоёмов Российской империи. Зиму с 1848 на 1849 год экспедиция провела на острове Кос-Арал (там, где сейчас находится плотина). Здесь Алексей Бутаков записывал астрономические наблюдения, систематизировал свою ботаническую и геологическую коллекцию, которую позже передал Горному институту. К концу лета 1849 года были закончены работы по описанию Аральского моря, произведена полная съёмка острова Барсакельмес (сейчас, спустя 167 лет, мы можем только восхищаться качеством и скоростью проделанной работы). 27 января 1849 года Бутаков был принят в действительные члены Русского географического общества. Год спустя была опубликована морская карта Арала, которой пользовались ещё в 40–60-е годы прошлого столетия, пока море не обмелело, а сейчас это картографический памятник высохшему Аралу.

Алексеем Бутаковым была также завершена работа над подробным навигационно-гидрографическим описанием Аральского моря, изданная в том же году. Приложением к ней стали рисунки Тараса Шевченко, что являлось нарушением высочайшего указания Николая I. Разгневанный царь объявил Бутакову строгий выговор, а украинского поэта и художника отправил служить на полуостров Мангышлак.

Кладбище кораблей

Капитан-лейтенант Бутаков мечтал, чтобы Аральское море бороздили пароходы, и направлял по этому поводу свои многочисленные рапорты в Петербург. Наконец, в 1850-м году он был командирован военно-морским ведомством в Швецию, где были заказаны два парохода. Два года спустя судна «Перовский» и «Обручев» в разобранном состоянии были доставлены в Приаралье, в укрепление Раим, – так началась история Аральской флотилии. Правда, эти пароходы предназначались не только для исследования Аральского моря, но и для военных действий: Россия присоединяла к своим владениям новые земли Средней Азии. В 1853 году «Перовский» принимал участие в штурме кокандской крепости Ак-Мечеть (ныне Кызылорда). В июне 1858 года Бутаков на том же пароходе «Перовский» поднялся по Амударье и достиг Кунграда.

В 1864 году морской офицер продолжил службу в Петербурге на Балтийском флоте. В октябре 1867 года был произведен в контр-адмиралы и назначен командиром отряда судов в Средиземном море, но в истории он остался в первую очередь как учёный, исследователь Аральского моря. Его труды были высоко оценены современниками: Алексей Бутаков был принят в ряды Берлинского географического общества, награждался Золотой медалью Лондонского географического общества. Адмирал Бутаков скончался в 1869 году, ему было лишь пятьдесят три года.

Кстати, его прогноз, что если люди не будут бережно относиться к водам Сырдарьи и Амударьи, то с озером может произойти катастрофа, увы, сбылся. 

Текст: Исмаилжан ИМИНОВ