Путешествие в страну Turkish Airlines

№4 (63) 07-08/2019

Можно ли совершенно бесплатно посетить знаменитые достопримечательности и музеи Стамбула в сопровождении профессионального гида, заодно пообедав в историческом ресторанчике в Старом городе? 

Или на яхте, предоставленной в полное ваше распоряжение, совершить прогулку по Босфору, наслаждаясь открывающимися видами и смакуя угощение, приготовленное командой яхты? И всё это, повторюсь, – лишь за «красивые глаза».

Оказывается, можно – если вы являетесь транзитным пассажиром авиакомпании Turkish Airlines.

Во дворце Топкапы стоит и старейшая в Стамбуле церковь Святой Ирины (на нижнем снимке), где, по преданию, покоятся останки римского императора Константина Великого

Именно такая услуга появилась несколько лет назад для тех туристов, кто отправился в дальние странствия «Турецкими авиалиниями» и чей маршрут проходит через древний город, лежащий на двух континентах, – Стамбул. При этом совершенно неважно, какой класс обслуживания выбрал пассажир для полета, да и цена билета никак не зависит от того, воспользуется ли турист подобной возможностью или нет.

Как рассказала региональный менеджер по продажам и маркетингу Turkish Airlines в Казахстане Жибек Камшибаева, сейчас уже действуют три различные программы по обслуживанию гостей авиакомпании в Стамбуле.

– Первой программой можно воспользоваться при вынужденной длинной стыковке, превышающей 10 часов. Для этого по прибытии в международный аэропорт Стамбул надо подойти к стойке Hotel Desk авиакомпании, где наши сотрудники предоставят ваучер, включающий размещение в гостинице до следующего стыковочного рейса, питание, а также трансфер до отеля и обратно. Последний может зависеть от класса обслуживания, но это всегда 4-5*. После этого туристы проводят время в Стамбуле в комфортных условиях, ожидая своего рейса.

Вторая программа называется «Тур по Стамбулу» (TourIstanbul). Транзитный пассажир может изменить график своего путешествия так, чтобы вылететь не первым стыковочным рейсом, а, например, ночным – лишь бы разрыв между рейсами не превышал 24 часа. И тогда он проводит световой день в Стамбуле, знакомясь с достопримечательностями города и не тратя при этом ни копейки. При этом в разные дни недели экскурсии могут быть тоже разными – их список есть на сайте авиакомпании, и при желании можно подгадать под них полет.

Сама программа, что удобно для гостей, очень гибкая – имеет шесть вариантов расписания разной продолжительности. Самая коротенькая экскурсия – утренняя – длится 3,5 часа. А самая насыщенная экскурсионная программа продолжается почти 10 часов. Пассажиру, главное, подойти не позднее чем за полчаса до начала любой из них к стойке Tour Istanbul в международном терминале прилета, а все остальные хлопоты возьмет на себя авиакомпания, предоставив комфортабельный автобус и англоязычного профессионального гида.

Все дневные варианты программы включают в себя и бесплатный обед в ресторане. Вечером же вместо экскурсий проводится прогулка на катере по Босфору, ужин также не забыт.

Наконец, третья программа – Stopover in Istanbul – начала действовать совсем недавно, с прошлого года. Причем казахстанский офис авиакомпании был выбран в качестве пилотного проекта. По этой программе транзитным пассажирам предлагается бесплатное размещение в Стамбуле: для эконом-класса – одну ночь в отеле 4-5*, для бизнес-класса – две ночи в 5-звездочном отеле. Путешественники еще перед вылетом планируют свою поездку так, чтобы остановиться в Стамбуле за счет авиакомпании. Не менее чем за 72 часа до отправления первого рейса они отправляют заявку на электронную почту для своей страны (список адресов есть на сайте Turkish Airlines), компания присылает им ваучеры, и по прибытии в Стамбул такие пассажиры за свой счет добираются до гостиницы, где для них забронирован номер.

Эта услуга оказалась востребованной, и сейчас множество туристов из Китая и других стран Азии тоже хотят иметь такую же возможность остановиться в Стамбуле.

Стамбульский трамвай на фоне Айя-Софии

Державное великолепие Султанахмета

Ну а как на практике выглядят подобные услуги, мы проверили на своем опыте. Нашей группе журналистов, участвовавших в организованном казахстанским офисом Turkish Airlines пресс-туре, довелось протестировать сразу оба варианта программы «Тур по Стамбулу» – и дневную, и вечернюю его части. Сначала нас ждала большая пятичасовая экскурсия по знаменитому историческому району Стамбула – его душе и сердцу – Султанахмету, а затем мы совершили морскую прогулку на небольшой яхте по Босфору.

Прилетев в Стамбул утром, мы, не заезжая в отель, отправились сразу в район залива Золотой Рог, где на 12 часов была назначена встреча с гидом. Насладившись на набережной прекрасным видом на самую большую в городе мечеть Сулеймание и познакомившись с гидом, прекрасно говорившей по-русски, мы подъехали к главной площади, носящей то же название, что и сам район, – Султанахмет. Отсюда и началась экскурсия.

Чем удобен этот район, так это тем, что здесь компактно расположены все главные достопримечательности города. И можно просто ходить пешком, знакомясь всё с новыми и новыми историческими и архитектурными памятниками.

Первое, что встретилось на нашем пути – старинные колонны. Самая древняя и красивая из них – Египетский обелиск фараона Тутмоса III, правившего 3,5 тысячелетия назад. Сделан он из розового асуанского гранита, а привез его в город последний император единой Римской империи Феодосий Великий в 390 году нашей эры.

А вот два других монумента время, увы, не пощадило. Монументальный обелиск Константина, возведенный в X веке, уже давно лишен своей облицовки из позолоченных бронзовых листов – их сорвали и переплавили крестоносцы во время очередного крестового похода. Да и свою первоначальную высоту он потерял ровно на треть, съежившись с 32 метров до 21. А на Змеиной колонне, привезенной из древнегреческого города Дельфы, где она украшала храм Аполлона, теперь нет ни змеиных голов, ни золотой чаши, венчавшей сооружение.

Зато Голубая мечеть (она же мечеть Султанахмет) встретила нас во всеоружии своего роскошного убранства. Внутри мечети бродили толпы туристов, но там и смотреть лучше всего поверх голов, устремив глаза ввысь. Переплетение куполов, сводов, арок, верхушек колонн, щедро украшенных искусными узорами, завораживает.

Из-за недостатка времени мы не стали заходить в легендарную Айя-Софию – собор Святой Софии, некогда главный храм Византийской империи, символ ее величия и духа. Лишь прогулялись по живописным аллеям вокруг собора да посмотрели издали на величественного пришельца из глубины веков.

Омыв руки в Немецком фонтане, подаренном османскому султану кайзером Германии Вильгельмом II, – еще одной достопримечательности площади Султанахмет, – мы вышли на соседнюю маленькую улочку, ведущую к дворцу Топкапы, по которой то и дело скользили трамвайчики разных цветов и марок, с одним или несколькими вагонами.

Когда-то они бегали и по Алматы; только возле моего дома проходило четыре маршрута. Сейчас же, попадая в другие города и веси, встречаешь их, словно добрых давних знакомых – пусть неуклюжих, но таких обаятельных. Почему-то в 15-миллионном Стамбуле они никому не мешают, кружа себе по небольшим улочкам и органично вписываясь в окружающее пространство. Что ни говори, а трамваи − это стильно, и с ними городской ландшафт становится немножко уютнее.

На этой же улице нас ждал «Султанахметовский котлетчик» – так называется исторический ресторанчик Sultanahmet Koftecisi, которому в следующем году стукнет ровно 100 лет. Считается, что именно здесь готовят самые вкусные турецкие котлеты из баранины, которые неизменно попадают в топ-10 лучших блюд Стамбула. С чем мы были совершенно согласны, потрапезничав в этом уютном местечке.

Послеобеденная программа состояла лишь из одной экскурсии – но какой! Это был дворец Топкапы – огромнейший дворцово-парковый комплекс, занимающий со всеми своими зданиями, парками и пристройками пространство площадью более 700 тысяч кв. метров.

В течение четырех веков Топкапы был главной резиденцией для 25 султанов Османской империи. Построенный в XV веке, он постепенно прирастал все новыми дворцами и сооружениями (крупнейшим стало возведение гарема при Сулеймане Великолепном), пока в 1923 году Мустафа Кемаль Ататюрк не преобразовал его в музей – ныне один из крупнейших в мире.

Знаменитый танец дервишей

Чего тут только нет?! Меч и плащ пророка Мухаммеда и Ворота счастья. Библиотека Ахмеда II и Павильон Святой мантии. Тронный зал и гарем, ставший отдельным музеем (наложниц, правда, мы не встретили). Изразцовый павильон и музей Древнего Востока. Галерея средневекового оружия и павильон для обрезания. В общем, можно спокойно запропасть здесь на целый день, ну а мы погуляли по музеям и парку два с половиной часа да еще полюбовались Босфором со смотровой площадки Четвертого двора. Жаль, во многих музеях не разрешается фотографировать.

Тем временем день близился к закату. Из Топкапы мы спустились к пристани, куда вскоре подошел элегантный красавец-катер – скорее даже небольшая яхта. Мы были на ней единственными гостями, и окончание насыщенного приключениями дня прошло на открытой палубе в окружении пенящихся волн, пролетов мостов, проносящихся мимо юрких катеров и тяжело бредущих грузовых судов, а многочисленные башни, крепостные стены, дворцы, мечети, административные здания и обычные жилые строения словно выстроились по берегам в почетном карауле.

Портрет компании

В прошлом номере я подробно рассказал об уникальном учебном центре подготовки летного состава «Турецких авиалиний». Но перед его посещением у нас состоялась встреча с вице-президентом Turkish Airlines по продажам в странах Азии и Дальнего Востока Тунджаем Еминоглу. Более чем часовая беседа оказалась четко поделена на две равные части. Сначала г-н Еминоглу провел презентацию о развитии воздушного транспорта в Турции, возможностях нового аэропорта Стамбула, состоянии дел в самой компании. Приведу лишь немного статистики.

Динамика развития

Turkish Airlines имеет 14 аффилированных компаний с общей прибылью 19 млрд долларов в год.

Начиная с 2003 года компания ежегодно растет примерно на 13%.

Общее количество сотрудников – 60 321 человек.

В 2018 году было перевезено 75 млн
пассажиров, а в 2019 году ожидается преодоление планки в 80 млн пассажиров, из которых 47 млн будет перевезено международными рейсами и 33 млн – внутренними.

По численности авиапарка «Турецкие авиалинии» занимают 10 место в мире. Это 335 воздушных судов, из них 88 широкофюзеляжных, 224 узкофюзеляжных и 23 грузовых.

География полетов

В 1933 году, когда была основана авиакомпания, она могла похвастать лишь 4 внутренними рейсами в Измир, Стамбул, Анкару и Адану. Спустя 70 лет, в 2003 году, полеты осуществлялись уже в 55 стран по 103 направлениям.

Сегодня Turkish Airlines является авиакомпанией, обслуживающей самое большое количество стран и направлений в мире: 126 стран, 309 городов, 315 направлений.

В этом году открыты или открываются следующие направления: Марракеш (Марокко), Шарджа (ОАЭ), Порт-Судан (Судан), Денпасар (Бали, Индонезия), Пуэнт-Нуар (Конго), Мехико и Канкун (Мексика), Луксор (Египет), Рованиеми (Финляндия).

Грузовые перевозки осуществляются по 86 направлениям, с этого года в их число вошел и Актобе.

Долгосрочные планы

К 2023 году компания планирует довести количество пассажиров до 120 млн человек, прибыль – до 30 млрд долларов в год, а по емкости (вместимости) бортов подняться на 10 место в мире (сейчас 15-е). Авиапарк должен составить более 500 лайнеров.

Затем встреча продолжилась в формате «вопрос – ответ». Вот наиболее интересные из затронутых тем.

– Какие планы существуют у компании по расширению полетов в Казахстан?

– Казахстан является важным для нас направлением, и уже сам факт замены борта на широкофюзеляжный на рейсах в Алматы говорит о том, что у нас есть определенные ожидания от этого рынка.

Сегодня мы летаем в Алматы 10 раз в неделю и в Нур-Султан 7 раз в неделю (помимо сезонных рейсов из этих городов в Анталью). Есть у нас планы и относительно других казахстанских направлений – в первую очередь, Актау.

– Какой средний возраст самолетов авиапарка компании и какие модели наиболее широко представлены?

– Средний возраст наших лайнеров – 6,5 лет. Это самый молодой авиапарк в мире. Типы бортов на различных направлениях зависят только от расстояний, которые могут покрыть воздушные суда.

– Много ли у Turkish Airlines пилотов-женщин?

– По статистике женщины составляют 3% всех пилотов в мире. В нашей же компании их доля – 5%.

– Раньше у вас существовала такая услуга, как шеф-повар на борту для пассажиров бизнес-класса? Это было необычно и привлекательно. Планируете ли вы возобновить традицию?

– Мы сейчас рассматриваем разные варианты подобных продуктов. В основном они практикуются на дальнемагистральных рейсах. Но теперь в Алматы летает большой широкофюзеляжный лайнер А-330, и пассажиры бизнес-класса могут в полной мере воспользоваться всеми его преимуществами для комфортного перелета. И, конечно, мы можем подумать, стоит ли украсить наш борт той услугой, о которой вы говорите.

Кстати, завтра в аэропорту, перед тем как вылететь в Алматы, вы станете гостями лаунж-зоны для пассажиров бизнес-класса. И я думаю, она вас удивит. Вы увидите, какие там созданы прекрасные условия. В этом отношении наша политика – предложить наилучший продукт, который только возможен.

– (Вопрос от корреспондента «Мира путешествий») Наш журнал посвящен туризму. Где вы сами любите отдыхать в Турции и за ее пределами?

– Хочу сказать, что, так как я работаю в авиационном секторе, мне очень повезло, что у меня есть возможность летать по всему миру и отдыхать в различных странах. Но, конечно же, если говорить о моих личных предпочтениях, то Турция вне конкуренции. Я сам жил раньше в Бельгии и Америке, отдыхал и там, но меня все время тянуло в свою страну. Ведь сейчас туризм развивается не только в популярных курортных районах, но растет интерес практически ко всем регионам Турции. Все в основном знают о таких наших направлениях, как Анталья, Бодрум, Даламан. А теперь и те места, которые раньше были в тени (к примеру, Карс, черноморское побережье), становятся всё привлекательнее для туристов.

Сейчас многие туроператоры практикуют комплексные туры, которые занимают восемь дней и девять ночей. Начинается тур в Стамбуле, далее туристы едут в Измир, объезжают Памуккале, Каппадокию, Сафранболу, возвращаются в Стамбул и получают огромное удовольствие от такого путешествия.

Есть также очень интересные экспресс-туры на поездах. Они отправляются из Стамбула и идут до Карса. Может, вы слышали о Гёбекли-Тепе – это замечательное историческое место, которое заслуживает внимания, и я от себя рекомендую там побывать.

– А ваше любимое место?

– Я родом из Ризе – это город на берегу Черного моря. Вам, может быть, доводилось пробовать чай, который выращивают в этих местах. Трабзон и Черное море – вот те места, которые я люблю навещать.

Немножко райской жизни в отдельно взятом аэропорту

Когда на следующий день ближе к вечеру мы приехали в новый, «с иголочки», стамбульский аэропорт, то слова вице-президента о том, что нам еще предстоит на прощание удивиться, оправдались в полной мере.

Не часто, но мне приходилось бывать в залах ожидания для пассажиров бизнес-класса в аэропортах разных стран мира. Как правило, это именно зал – бóльшего или меньшего размера, где можно подключиться к интернету, заморить червячка, воспользовавшись шведским столом (часто достаточно скромным), и просто более-менее комфортно скоротать время в ожидании своего рейса.

Но Стамбул в этом плане поразил своим размахом. По лаунж-зоне бизнес-класса здесь впору устраивать экскурсии. В новом аэропорту это огромное пространство в 5600 кв. метров, способное одновременно принять 765 гостей. Занимает оно весь верхний ярус над центральной частью основного терминала аэропорта и состоит из десятков залов и комнат разного назначения.

Поднявшись по эскалатору (или на лифте) и пройдя через турникеты, можно сразу оставить лишние вещи в прозрачных камерах хранения и дальше уже гулять налегке.

Вот – небольшая зона отдыха с журнальными столиками и белыми кожаными креслами, неподалеку – что-то вроде бизнес-центра с длинным офисным столом и десятком компьютеров на нем. Центр соседнего зала занимает сверкающий черный рояль, где можно помузицировать, если есть желание и талант. Тут же вдоль стен – обеденные столики на двоих. А вот – почти интимная обстановка в комнате с приглушенным светом и отливающими зеленым цветом глубокими креслами. Здесь вполне можно помедитировать или предаться мечтам.

Для тех же, кто хочет развлечься, есть место с видеоиграми, мини-гольфом, для детей – макет самолета, по которому хорошо полазить и побарахтаться в лежащих тут же мягких подушках.

Или просто устроиться в креслах с коктейлем в руке перед панелью с 12 большими телеэкранами.

Есть и душевые, и конференц-залы, и даже зона для проведения выставок современного искусства. А сидевшая неподалеку от нас женщина заказала массаж – такой услугой тоже можно воспользоваться, не покидая своего места.

Но самое главное – это настоящее царство еды. Она тут повсюду. Складывается ощущение, что тебя хотят накормить на всю оставшуюся жизнь.

По всей территории лаунж-зоны разбросаны островки со шведскими столами, напичканными всевозможными закусками, выпечкой, фруктами, десертами, тут же стойки с элитными алкогольными напитками, чайные и кофейные автоматы, холодильники с соками и прохладительными напитками. И, наконец, множество точек, где без устали колдуют повара, непрерывно что-то нарезая, смешивая, жаря, выпекая. Количество блюд – и европейской, и турецкой кухни – огромное. По сути здесь можно организовывать полноценные гастрономические туры.

В общем, те полтора часа, что мы провели в лаунж-зоне, стали приятным послевкусием (во всех смыслах этого слова) к нашей поездке. 

Автор благодарит за прекрасно организованный тур представительство компании Turkish Airlines в Алматы.

Окончание. Начало в № 62

Текст и фото: Владимир КАКАУЛИН