В начале каждого путешествия встает вопрос: куда ехать? И как следствие – что посмотреть? С некоторых пор я решаю эти проблемы, обращаясь к своей коллекции монет и банкнот – ведь это своеобразные визитные карточки выпустивших их государств.
А есть страны, которые на протяжении нескольких «поколений» национальных банкнотных и монетных выпусков умудряются прорекламировать самые значительные из своих достопримечательностей.
Порой эти захоронения выглядят как фасады домов, зияющие слепыми глазницами пустых окон. Другой раз – как парадные подъезды богатых резиденций. А иногда и вовсе похожи на сказочные дворцы, будто нарочно упрятанные от посторонних глаз в толщу горной породы. Скальные гробницы – это самые выразительные примеры древних похоронных культов.
Точно неизвестно, когда люди впервые стали вырубать в скалах склепы. Предавая бренные останки своих вождей и правителей под защиту камня, они надеялись, что до них не доберутся ни враги-иноземцы, ни грабители могил. Но время и здесь внесло свои коррективы, и до нас не дошло ни одного неразграбленного скального мавзолея.
Впервые я увидел эти необычные захоронения на одной турецкой юбилейной монете. И сразу загорелся желанием лицезреть их воочию.
Но выяснилось, что в Турции таких не одна сотня. При этом разбросаны они по огромной территории. Самые известные находятся в Фетхие, Амасье (могилы понтийских царей) и на реке Дальян. Те же, что увековечены на монете с непривычным номиналом в 40 турецких лир, являются ликийскими и расположены в Мире (сегодняшний город Демре в Анталье).
Древняя Ликия располагалась на территории современных турецких провинций Мугла и Анталья. Согласно древнегреческому мифу, богиня Лето (мать Аполлона и Артемиды), рожавшая в горах Малой Азии, дала ей такое название в память об охранявших ее волках (likos – волк, греч.).
Античные некрополи Миры (их еще называют кайя) видны издалека. Но по-настоящему впечатляют, если смотреть на них снизу вверх, стоя у подножия скального массива.
Ликийцы верили, что души умерших уносят на небо птицеподобные демоны. Поэтому размещали склепы, похожие на жилища, как можно выше над землей. Гробницы Миры имеют одну или две комнаты. Внутри – невысокие подиумы для покойников, жертвоприношений и даров.
У древних народов представления о загробной жизни нередко существенно различались. Например, ахемениды считали, что душа поднимается в чертоги богов по солнечному лучу. Боясь осквернить землю разлагающейся плотью, они отдавали своих покойников на растерзание стервятникам. И уже очищенные и выбеленные на солнце кости собирали и хоронили в специальных ящиках-оссуариях. Правда, такое отношение к мертвым практиковалось только у простолюдинов. Почивших царей бальзамировали (или обмазывали воском ) и помещали в скальные гробницы. В полу ахеменидских склепов были устроены углубления, закрывавшиеся плитами. Самые знаменитые гробницы правителей династии Ахеменидов находятся в Накш-и-Рустам, в 6 км к северу от Персеполя (провинция Фарс). Там упокоились Дарий I Великий, а также (предположительно) его последователи: Ксеркс, Артаксеркс, Дарий II и Дарий III.
Исключение составляет мавзолей основателя династии Кира Великого в Пасаргадах (Иран).
Однако и там просматривается желание жрецов-магов не осквернить священную землю прахом умершего. Отсюда и высокие каменные ступени, и толстые стены склепа.
Редко память о правителях переживала их самих. Уже не говоря о том, чтобы их бренным останкам почести воздавались на протяжении долгого времени. У гроба же Кира Великого ежедневно приносили в жертву овец и каждый месяц по лошади. И все это в течении... 200 лет (!), пока Персию не завоевал Александр Македонский и погребение не разграбили. Рисунок знаменитого склепа встречается на иранских купюрах в 50 риалов 1938, 1944 и 1974 гг.
В сравнительно маленькой по площади Иордании – свыше 15 тысяч достопримечательностей. Но всемирную известность завоевал античный город Петра. Его вырубленные в скалах в незапамятные времена усыпальницы и храмы послужили декорациями для голливудского блокбастера «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989). В изображенной на 5-динаровой боне 1959 г. усыпальнице одного из набатейских царей, прозванной арабами Эль-Хазне («сокровищница»), герои Стивена Спилберга искали священный Грааль.
Открытием Петры мы обязаны швейцарскому путешественнику и востоковеду Иоганну Людвигу Буркхардту, который под видом правоверного мусульманина первым из европейцев побывал там в 1812 году. Петра переводится с греческого как «камень», или «скала». Все ее некрополи и обелиски вырублены в толще розового нубийского песчаника. При этом созерцателю предстают лишь фасады ложных зданий. За монументальными каменными декорациями кроме прямоугольного помещения зачастую ничего больше нет.
Добраться до достопримечательностей Петры, а это более 800 объектов, можно по узкому двухкилометровому ущелью, стены которого достигают высоты 120 м. Это ущелье зовется Эс-Сик. По легенде оно образовалось от удара посоха Моисея. Местами там еще сохранилась мостовая набатейских времен, а на скалах видны древние магические барельефы. Буркхардт испытал в нем несколько жутких минут. Казалось, что его преследуют призраки Петры. А когда он, подгоняемый страхом, бежал назад к каравану, сзади слышались тяжелые шаги. Сегодня изображения некрополей Петры можно встретить на многочисленных монетах. В основном это Эль-Хазне – как на цветных коллекционных монетах Андорры и Монголии.
При этом на андоррской монете виден и фрагмент ущелья Эс-Сик. А первый монетный рисунок знаменитой усыпальницы украсил иорданские четверть динара 1977 г., отчеканенные в ознаменование серебряного юбилея (25 лет на троне) короля Хусейна I, отца нынешнего правителя Иордании.
Петра была столицей Набатейского царства. Поэтому считается, что и построена она набатеями – изначально кочевыми племенами, обосновавшимися на Синайской равнине в III-II вв. до н. э. С 106 г. до н. э. по 395 г. н. э. там распоряжались римляне. Император Траян превратил это место в римскую провинцию Аравию Петрейскую. Позже там хозяйничали византийцы и арабы. А в XII веке ею владели крестоносцы. Но историки и археологи, изучившие пока только треть строений города, пришли к выводу, что самые ранние из них можно смело датировать 3-м тысячелетием до н. э. Арабы долго хранили тайну розового города, опасаясь, что чужеземцы отыщут сокровища фараона. Связано это было с библейской легендой о сражении Моисея и его брата Аарона с царем Египта. Фараон будто бы распорядился спрятать походную казну в урне на фасаде Эль-Хазне.
На иорданских динарах, где изображена усыпальница, в центре фасада второго этажа видна ротонда с той самой урной. А между коринфских полуколонн на ротонде изображена богиня Фортуна с рогом изобилия в руке. По обеим сторонам от нее – менады, спутницы бога Диониса.
Еще одно из многочисленных строений Петры изображено на монетах номиналом 5 динаров 1975 г. Это целиком вырубленный в камне Эд-Дейр («монастырь»). Его высота – 45 м, а ширина – 50 м. Монастырем его назвали по ошибке, обнаружив на стенах христианские символы. Впрочем, некоторое время Эд-Дейр действительно играл роль церкви у местной христианской общины. Но его первоначальное предназначение связано все же с древними погребальными культами. Что и подтвердилось при археологических раскопках под святыней, где были найдены пустые камеры-могилы.
В 2013 году в рамках серии «Мир чудес» увидела свет серебряная монета в 5 долларов Палау, посвященная Мадаин-Салих. Это комплекс археологических объектов в Хиджазе на северо-западе Саудовской Аравии (800 км к северо-западу от Риада). Он включает в себя 111 (по другим данным – до 130) скальных захоронений. С 2008 года Мадаин-Салих включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и является первым объектом в Саудовской Аравии, удостоившимся этой чести.
Высекавшиеся со II в. до н. э. по I в. н. э. фамильные склепы ученые также относят к набатейским, полагая, что там хоронили богатых горожан Хегры. Странным образом вблизи не найдено практически никаких следов древних поселений. Выходит, мертвецов туда везли издалека.
Многие склепы имеют молельни, в центре которых установлены каменные алтари. В Мадаин-Салих вообще найдено множество камней, испещренных древними письменами. Это и воззвания к богам, и пожелания усопшим. А на фасадах гробниц вырублены ведущие вверх ступени. Их можно видеть и на монете. Возможно, в представлении древних души усопших поднимались по ним на небеса.
Эта археологическая достопримечательность находится в северной части Иерусалима, в районе Санхедрия, и представляет собой самое интересное из античных захоронений одно-
именного комплекса. Чтобы ее увидеть, следует пройти в конец сквера, куда дорожка ведет вдоль менее привлекательных и хуже сохранившихся крипт, большинство из которых датируют эпохой Второго Храма2. В 1958 году гробница Синедриона появилась на самой мелкой из израильских купюр. При желании там можно рассмотреть даже изящный фронтон с тонким растительным орнаментом.
Согласно еврейской легенде, в этом склепе когда-то были захоронены 70 старейшин синедриона – верховного органа политической и религиозной власти в древнем Израиле. Доказательств этому найдено не было. Но внутри усыпальницы находятся более 60 ниш. Видимо, отсюда и легенда о старейшинах.
Примерно так переводится название еще одной гробницы Израиля, почти целиком вырубленной из скальной породы. Склеп «Яд Авшалом» расположился у подножия знаменитой Масличной горы, на которой, если верить Библии, поклонялся Богу второй царь Израиля Давид. Здесь же расположено древнее еврейское кладбище, быть похороненным на котором считается большой честью.
В 1985 году к радости коллекционеров-нумизматов в продаже появилась серия из нескольких серебряных и золотых монет с изображением священной Кедронской долины. Где помимо гробницы Авессалома находятся и другие весьма почитаемые захоронения времен Второго храма. Например, так называемые Могилы пророков – пещерный некрополь с 36 погребальными нишами, где, как считают верующие, покоился прах посредников между людьми и Богом. Кстати, некоторые из некрополей можно лицезреть на заднем плане монетного рисунка. Сооружение с пирамидальным навершием – это гробница Захарии. А рядом – могильник Бней Хейзир.
Занятно, что именно в Книге пророка Захарии представлен известный сценарий Судного дня. Когда наступит конец света, Мессия взойдет на Масличную гору и под звуки трубы Иезекииля начнется воскрешение мертвых.
Высота гробницы Авессалома (на переднем плане монеты) почти 20 метров. При этом ее нижняя монументальная часть полностью вытесана из скалы, а верхняя достроена из каменных блоков. Купол имеет форму вытянутого конуса и заканчивается цветком лотоса. Некоторые археологи считают, что прежде в него была вставлена каменная рука.
Культ предков играл в жизни ликийцев, набатеев, древних персов и израильтян важную роль. Почивших родичей чтили и побаивались. И, хороня умерших вблизи своих поселений, безусловно верили, что мертвым понравятся их новые жилища и у них не будет надобности для возвращения в мир живых.
Текст и фото: Рольф МАЙЗИНГЕР
Copyright
© 2005-2021 · «Мир путешествий»
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Мир путешествий» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Мир путешествий».