В последнее время казахстанцы все чаще задумываются об услугах авиационных лоукостеров. В самой природе лоукостера заложено использование возможностей открытого неба или ситуаций, где госрегулирование количества авиакомпаний на одном и том же маршруте отсутствует.
Куда хочешь, туда и начинаешь летать. Однако в этой сфере есть много особенностей, о которых рассказывает генеральный директор компании Sabre Travel Network (Central Asia) Павел Спицын.
На мой взгляд, одна из главных причин – в Казахстане мало аэропортов. В США аэропортов много, в крупных городах, как правило, несколько. Чтобы снизить цену обслуживания в аэропорту, лоукостер может приземлиться в соседнем городке, где услуги аэропорта недорогие, либо найти альтернативный аэропорт с более выгодной ценой наземного обслуживания того же города. В Казахстане это сделать не получится. У нас существует монополия аэропортов. Прилетаешь в Алматы, у тебя один выбор, и, скажем, в Бурундае ты уже не сядешь. При этом трафик в алматинском аэропорту постоянно растет, и складывается ситуация, когда получить выгодное время прилета становится все сложнее. Это может стать причиной роста стоимости обслуживания аэропорта на удобные слоты.
Есть еще одна особенность: чтобы выйти на прибыль, лоукостеры увеличивают оборачиваемость самолетов – они почти не стоят на земле. Их задача – прилететь, быстро взять пассажиров и улететь обратно. Я как-то летел из Праги в Париж на Easy Jet, это было очень интересное ощущение. Все буквально забегают в самолет, он быстро взлетает, прилетает на полчаса раньше, стремительно, словно такси, несется по аэропорту до стоянки и быстро высаживает пассажиров. Было ощущение конвейера.
Вы представляете, чтобы у нас пассажиры быстро, практически бегом, сели в самолет? В казахстанских аэропортах есть особенности инфрастуктуры, которые не могут обеспечить быстрый поток. Или взять стоимость топлива. Некоторые авиакомпании жалуются, что в наших аэропортах настолько высока стоимость топлива, что его иногда проще привозить с собой. Хотя надо принимать во внимание и тот фактор, что в связи с требованиями безопасности в аэропортах существует сложная система контроля топлива, и иногда может сложиться ситуация, когда есть всего один поставщик топлива. А там, где один поставщик, зачастую наблюдается и повышение цены. Если бы у нас было 3-4 поставщика, было бы проще.
Теперь, что касается продажи билетов онлайн. Пока еще у нас народ карточками не очень любит расплачиваться. Но те, кто платят, ощущают высокую стоимость транзакции, которая берется банком при покупке билета. Она может составлять 3% от стоимости билета. Прибавьте к этому затраты на страхование самолета, выплаты по лизингу, стоимость аудита. Таких расходов очень много, и они не самые маленькие в нашей стране. Поэтому, как мне кажется, у нас еще нет предпосылок для появления лоукостеров.
В то же время я сравнил стоимость рейса Алматы – Астана (полтора часа) с подобным перелетом в Европе. В Казахстане у самого недорогого перевозчика Bek Air она составляет 9 тыс. тенге, или 26$. По сути, это стоимость лоукостера в Европе. SCAT осуществляет подобный перелет за 30 долларов, Air Astana – за 40. То есть на самом деле внутри страны мы получаем полный сервис по цене европейского лоукостера.
Уже сейчас в Алматы из Москвы через Самару летает российский лоукостер «Победа». Но там много ограничений, например высокая стоимость дополнительного багажа. Для того чтобы пересесть на европейские низкобюджетные самолеты, нужно долететь до практически любого города Европы. Там уже можно пересесть на Easy Jet, Air Berlin, Ryanair.
В Азии лоукостеры, как правило, работают внутри одной страны, реже осуществляя международные перелеты, которые требуют межправительственных соглашений и дополнительных регуляций. У одного из популярных лоукостеров Air Asia (Таиланд) есть несколько подразделений, которые работают внутри одной страны, например Таиланда или Малайзии. Чтобы воспользоваться, допустим, индийским лоукостером IndiGo, нужно долететь до Индии, выйти и пересесть на него. В Китае тоже есть низкобюджетные авиакомпании, но там цена на перелеты внутри страны и так низкая. Лично мне рекомендовали не пользоваться местными китайскими лоукостерами. Там ниже уровень безопасности, они могут опаздывать или даже отменять перелеты. Fly Dubai, которая создавалась как лоукост-авиакомпания, скорее всего уже не лоукостер и не полносервисная компания, а скорее гибридная модель. Так же как и Air Arabia.
Необходимо помнить, что логика лоукоста построена по принципу получить от вас деньги и не отдать. Если вы захотите поменять билет, то это будет очень дорого. Как правило, билеты невозвратные. Иногда проще забыть про этот билет и купить новый, чем поменять его.
Лично я не люблю летать лоукостерами из-за большого количества ограничений, прежде всего по багажу. Но кризис заставляет людей пользоваться этими услугами. Правда, для казахстанцев есть определенные сложности. Во-первых, с визой. Например, вы летите через Китай или Таиланд в другую страну. В этом случае у вас не перегрузят багаж. Вам нужно выйти, получить визу, забрать свой багаж, пройти паспортный контроль и бежать на лоукостер. Это сложно. Если бы был безвизовый въезд, задача бы упростилась.
Так что если человек первый раз собирается ехать таким способом, он вряд ли будет пользоваться лоукостером, потому что есть много подводных камней. Скажем, можно сэкономить на билете, но потерять на доплате за багаж или даже не успеть пересесть в самолет из-за паспортной процедуры. Когда вы приходите в агентство, которое пользуется системой бронирования, вам сообщат минимальное время пересадки в аэропорту (minimum connection time). В некоторых аэропортах это полтора часа. А в некоторых – три. Потому что везде свои особенности: например, в Эмиратах нужно отсканировать сетчатку глаза – вы же въезжаете в эту страну, чтобы пересесть на лоукостер. Если вы об этом не знаете, можно неправильно рассчитать время пересадки. Поэтому опытные туристы заходят на сайт аэропорта и выясняют этот параметр заранее.
По материалам сайта dknews.kz
Copyright
© 2005-2021 · «Мир путешествий»
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Мир путешествий» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Мир путешествий».