Крылатые быки Месопотамии

№5 (58) 09-10/2018

Невероятные находки Это было поистине величественное и одновременно пугающее зрелище. На глазах у изумленных копателей один за другим поднимались из земли огромные крылатые быки с бородатыми человеческими головами.

Широко раскрытыми глазами они строго рассматривали копошащихся вокруг двуногих существ и, казалось, не понимали, что происходит. Почти три тысячи лет каменные исполины не видели солнечного света и давно позабыли, кто их создал и какие обязанности возлагались на их могучие плечи...

Подобные сцены в конце XIX – начале XX вв. происходили на берегах Двуречья (Тигр и Евфрат) неоднократно и каждый раз оставляли неизгладимое впечатление у откапывавших и перевозивших гигантские скульптуры людей. А впервые это случилось в 1843 году неподалеку от селения Хорсабад (Ирак), где производил археологические раскопки один из пионеров ассириологии1 француз Поль-Эмиль Ботта (1802–1870). По неопытности он решил, что откопал легендарную Ниневию. В действительности же холм скрывал руины другой ассирийской столицы – резиденции царя Саргона II (722–705 до н. э.) Дур-Шаррукина («Крепость Саргона»). А огромные крылатые быки украшали ворота его великолепного дворца. Одного из них можно лицезреть на иракских купюрах в 10 динаров второй половины XX века (рис. 1). Как и на 500 динарах 2000-х годов. При этом банкнотный рисунок выполнен с одного из экспонатов Иракского музея древностей в Багдаде.

Рис. 1

К сожалению, большая часть великолепных барельефов и скульптур из алебастра, свидетельствующих о величайшем мастерстве древних камнерезов, покоится на дне могущественных рек Месопотамии. Из 235-и археологических объектов, которые французский археолог первоначально намеревался доставить в парижский Лувр, конечной цели достигли лишь ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ! Остальные погибли по дороге: утонули при погрузке на плоты, упали за борт в водоворотах Тигра и Евфрата, раскололись на куски при нападении на экспедицию разбойников-бедуинов под стенами Басры.

Моя первая встреча с крылатыми идолами Месопотамии произошла в начале 2000-х в Пергамском музее в Берлине. Вид этой знаменитой сокровищницы древностей, расположенной на «Музейном острове» на реке Шпрее в центре немецкой столицы, украсил памятную монету в 10 евро 2002 года (рис. 2 – второе здание слева).

Рис. 2

Но оказалось, что это гипсовые копии статуй, выставленных в Британском музее в Лондоне. Как и те, что можно видеть в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина (бывший Музей изящных искусств). Правда, подлинники великанов из Пушкинского музея находятся в коллекции Лувра. Это те самые, которые откопал Ботта.

Образ быка, воплощавшего необузданные силы природы, в мифологии государств Междуречья известен с давних пор. В древнем Шумере зверя, сочетавшего в себе свойства мудрого человека, грозного животного и хищной птицы, звали алад, в Аккаде – шеду и ламмасу (на аккадийском языке «дух-защитник»). В Вавилоне и Ассирии фантастическим существам с головой человека отводилась роль гениев-охранителей, призванных оберегать царскую власть от демонических сил. Их крылатые статуи украшали не только дворцы владык Месопотамии, но и стены городов-крепостей. Впрочем, вырубленные из цельных каменных блоков фигуры еще и являлись частью архитектурного замысла: на них опирались арочные своды ворот. Как это показано на коллекционных серебряных монетах Ниуэ2 «Имперское искусство Месопотамии» номиналом в
2 доллара, выпущенных в 2014 году тиражом всего 500 шт. (рис. 3).

Рис. 3

Интересно, что и простые смертные возлагали надежды по защите своих жилищ на плечи шеду. Силуэты крылатых быков вырезались на глиняных дощечках и закапывались под порогами домов.

Крылатые быки, которые обнаружил Ботта в Хорсабаде, при средней высоте в четыре метра оказались далеко не самыми большими. Производившим раскопки там же, но уже в XX веке американцам повезло найти куда более крупных гениев-охранителей в образе шагающего человекобыка. Самый большой (сегодня он находится в Чикаго) весит невероятные 29 тонн, что в три раза тяжелее найденных французом. А отдельные нимрудские крылатые чудовища из Калаха3 (ассир. Кальху) – столицы ассирийского царя Ашшурнацирапала I, существовавшей задолго до Дур-Шаррукина и открытой коллегой Ботта англичанином Остином Генри Лэйардом (1817–1894), – были, говорят, высотой с 3-этажный дом и весили до 50-и тонн. Кстати, ему посчастливилось откопать не только крылатых быков, но и крылатых львов. А ведь ламмасу с телом льва – более ранние скульптурные изображения.

Быки-шеду «засветились» не только в бонистике (коллекционировании банкнот), но и в филателии. На иракской почтовой марке в 5 филсов 1967 года (рис. 4), выпущенной в ознаменование года туризма, изображены духи-охранители из северо-восточной части дворца Ашшурнацирапала II (правил между 883-м и 859-м гг. до н. э.) в Калахе. Похоже, это те самые быки, которые обнаружил Лэйард в 1853 году. Пораженный увиденным, англичанин часами не мог оторвать глаз от фантастических бестий с человеческими лицами, а после записал в дневнике: «Через ворота, которые они охраняли, цари, жрецы и воины проносили жертвоприношения к алтарям задолго до того, как мудрость Востока пропитала Грецию, обогатив ее мифологию и символику... Двадцать пять веков они были сокрыты от человеческих глаз, а теперь вновь появились в своей первозданной красе».

Рис. 4

Не всем известно, что крылатые монстры Лэйарда, прежде чем попасть в экспозицию Британского музея, успели побывать в Индии. В Бомбее (ныне Мумбаи) ящики с курьезными находками были открыты местными торговцами антиквариатом, и над их содержимым даже велись жаркие научные диспуты. И лишь позже бесценные скульптуры, обогнув на корабле прославившийся жестокими бурями Мыс Доброй Надежды и самую южную точку Африки – Игольный мыс, – отправились в далекую Европу.

Еще одна почтовая марка с крылатыми гениями номиналом в 1000 иракских динаров увидела свет в 2011 году (рис. 5). На ней изображены ворота царской резиденции в Ниневии – одном из важнейших городов древней Месопотамии, описанных в Ветхом Завете. Фигуры, охраняющие проход в стене, тоже сфинксы. Хорошо заметно, что их человеческие торсы (с руками!) переходят в тела животных. Занятно, что на знаке почтовой оплаты 1967 года художник почему-то решил отказаться от этой важной детали.

Рис. 5
Посланники богов или древние роботы?

Будете в Лувре или Британском музее, обязательно посетите залы с ассирийскими скульптурами! В европейских музейных собраниях что-то более впечатляющее трудно найти. К примеру, самый большой из представленных в Лувре шеду (рядом с ним на фото колоссальная скульптура Гильгамеша) почти в три раза выше человека среднего роста.

Обратите также внимание на короны крылатых быков и львов. Они отличаются друг от друга. В первую очередь по числу украшающих их рогов. Среди ученых по сей день идут споры, что же они означают. Хотя сразу бросается в глаза, что у самых высоких шеду и ламмасу их по три пары (но есть исключения!). А у тех, что поменьше, – по две или вовсе по одной. Это наводит на мысль о неком иерархическом смысле загадочных «регалий». Под стать звездочкам на погонах у военных. Например, у едва сохранившегося шеду в археологическом музее Стамбула на тиаре только одна пара рогов. А у чудных существ Лувра и Британского музея встречаются как две, так и три пары.

Крылатые быки Лувра

На этот счет высказываются разные предположения. Кто-то считает, что чем выше у правителя был статус, тем больше рогов имели шапки его крылатых стражей. А приверженцы альтернативных взглядов на древнюю историю обратили внимание, что так же украшены и головные уборы шумерских, ассирийских, хеттских и иных богов ближневосточного пантеона – например, тиара статуи Инанны из Мари (Национальный музей Алеппо), которую ассоциируют с вавилонской богиней Иштар. Ее изображение украсило сирийскую купюру в 50 фунтов 1991 года (рис. 6).

Рис. 6

А теперь взгляните на иракскую банкноту в 10 динаров 1973 года (рис. 7). У стоящей за человекобыком фигурой крылатого гения на шапке также три пары рогов. Из текстов, сопровождающих барельефы, некогда украшавшие стены царских дворцов, следует, что эти крылатые существа спустились к людям с небес. Их божественное происхождение упоминается и на сохранившихся клинописных табличках. Например, в эпосе о Гильгамеше, хранящемся в Лондоне. Правда, историки посчитали, что «ламмасу представляют звёзды, созвездия или зодиак».

Рис. 7

Детально загадочные образы с иракских банкнот можно рассмотреть в Британском музее. Когда непосредственно стоишь перед барельефом, возникает ощущение, что фигура за быком каким-то образом пытается манипулировать этой огромной химерой. И если дать волю фантазии, то можно представить, что крылатый гений либо собирается покормить могучую бестию, либо намеревается... «заменить батарейки»! Не спешите отмахиваться от этой, на первый взгляд, несерьезной идеи. А постарайтесь взглянуть на открывающуюся перед вами картину непредвзято!

Что мы видим на снимке «Крылатый бык в Британском музее»? Некий человек (с крыльями или без) стоит позади могучего крылатого быка с человеческим лицом. В одной руке человек держит предмет, напоминающий котомку или туесок. А в другой – что-то похожее на плод. Кстати, что означают оба эти предмета – нам совершенно неизвестно! Странных и загадочных объектов (часто похожих) в руках не менее странных персонажей с древних времен сохранилось немало. Что первое приходит вам на ум? Что жуткую гигантскую химеру собираются покормить? Заодно обратите внимание, что незнакомец повернул лицо к созерцателю. Будто желает убедиться, что мы понимаем всю несуразность происходящего на наших глазах. Но если это не кормление монстра, чем тогда объяснить происходящее? Разве при такой постановке вопроса версия с «батарейками» не кажется уже более реалистичной? Может быть, до нас дошли изображения неких древних роботов? Истории известны разные причудливые машины... Поменял источник энергии, нажал пару кнопок – и внешне жуткий, а технически вполне реализуемый механизм вдруг начинает двигаться и даже издавать звуки. От которых несведущие в хитростях механики враги в ужасе бросились бы прочь...

Но вернемся к скульптурным изображениям!

Крылатый бык в Британском музее
Таинственная улыбка или обман зрения

Выражения лиц у человекобыков и человекольвов из разных регионов Междуречья несколько разнятся. Есть мнение, что «гигантские крылатые быки с человеческими лицами, с круглыми, выпирающими, как у детей, щеками считались портретами пышущих здоровьем и силой царей». Кстати, схожие версии выдвигались и относительно огромных ликов на башнях некоторых храмов Ангкора на территории нынешней Камбоджи (рис. 8). Мол, это прижизненные портреты тамошних правителей.

Кроме того, утверждается, что крылатые духи-охранители Саргона улыбаются. В то время у других правителей – скорее, нет. Однако легко убедиться, что «скорее нет» применимо, по меньшей мере, ко всем шеду и ламмасу в Европе. А судя по иракским купюрам и маркам – и к оставшимся на исторической родине. Мысль об улыбках месопотамских сфинксов возникает в нашем мозгу в результате своеобразного оптического обмана, вызванного оригинально завитыми усами миксоморфных существ (наполовину зооморфных, наполовину антропоморфных). Они располагаются на уровне уголков губ, и поэтому кажется, что последние растягиваются в добродушной улыбке. У некоторых этот эффект усиливается за счет специфического очертания рта. И когда смотришь на огромные лица снизу вверх, возникает ощущение, что их губы приходят в движение и человекоголовый монстр вот-вот засияет дружелюбной улыбкой.

Рис. 8

У большинства месопотамских крылатых быков и львов по пять ног. Что создавало иллюзию их движения. Они словно делали шаг, как бы сопровождая проходящих мимо людей. А у самого входа в ворота (или на выходе во внутренние помещения дворцов) вдруг замирали, поставив передние когтистые лапы (или копыта) в 6-ю позицию4. Исключение составляли те чудища, что украшали внутренние стены дворцов. Им камнерезы делали по четыре ноги. Потому как на этих фантастических зверей посетители могли смотреть только сбоку.

Месопотамские сфинксы вызывают у исследователей много вопросов. Ведь параллельно с ними существовали, например, изображения обычных быков (или туров) с крыльями.

Что же на самом деле скрывалось за этими загадочными образами? Кстати, внешностью они напоминают кентавров из древнегреческих мифов, которые делились с людьми своими секретами и знаниями. Достаточно вспомнить кентавра Хирона, воспитавшего чуть ли не всех героев Эллады. Древнейшие сказания различных народов сообщают о неких учителях человечества, которые нередко представали перед нашими далекими предками в образе удивительных химер. То с крыльями птицы, то с рыбьим хвостом. Алад, шеду, ламмасу... Не такими ли вот учителями, спустившимися с небес, чтобы поделиться с людьми божественной мудростью, они являлись изначально?

Раритеты стоимостью «как крыло самолета»

В мире денег известно немало редчайших экземпляров монет и банкнот. И как это ни странно, один из таких раритетных денежных знаков украшают как раз месопотамские крылатые быки. Это банкнота в 100 арабских фунтов 1925 года несостоявшегося королевства Хиджаз5 (рис. 9). Как в шутку заметил участник одного из бонистических форумов, стоит она, «как крыло самолета». На самом деле ценность купюры трудно определить. Она никогда не была в обращении (подобное случается). Но местонахождение по меньшей мере двух пробных экземпляров хорошо известно. Одна с надпечаткой specimen («образец») хранится в Национальном архиве Великобритании, другая (без надпечатки) принадлежит правительству Иордании.

Рис. 9

Также известно, что над дизайном этой во всех отношениях замечательной купюры работали французские художники из частной типографии братьев Дреже. Из чего следует, что эскизы для банкнотного изображения выполнялись, скорее всего, в Лувре с крылатых быков, которых обнаружил в Хорсабаде Ботта. Косвенным доказательством тому может служить и цветочный орнамент с ромашками на голубом фоне, идущий по нижнему краю банкноты. Разработчики дизайна, возможно, подсмотрели его на старинной картине, выставленной сегодня в непосредственной близости от исполинских человекобыков (рис. 10). На ней хорошо видно, что схожие элементы когда-то украшали арку древних ворот.

Рис. 11

И еще одна весьма интересная деталь! Королевство Хиджаз располагалось на западе Аравийского полуострова, у Красного моря. То есть за сотни километров от рек Тигр и Евфрат (в самом узком месте расстояние между Красным морем и Персидским заливом составляет почти 1000 км). Мало того, на его территории находились самые священные города мусульман – Мекка и Медина. Спрашивается, ну кому могла прийти в голову идея поместить на деньгах исламского государства языческих идолов из Месопотамии? Впрочем, известно, что обращение этих банкнот планировалось также по всей Трансиордании6 и даже в Ираке.

Охранители, нуждающиеся в охране

Традиция украшать дворцовые порталы и городские ворота крылатыми химерами пережила могущественные державы ассирийцев и вавилонян. И впоследствии укоренилась у древних персов. Так, восточный вход и западные проходы Ворот всех народов в Персеполисе (Персеполе) – столице империи Ахеменидов, основанной в VI-V вв. до н. э. – также охранялись рельефными фигурами ламмасу. Один из них увековечен в самом центре редкой иранской купюры в 100 риалов 1930 года (рис. 12). Обратите внимание, что у ахеменидских крылатых быков, как и положено у парнокопытных, лишь по четыре ноги. Зато рогов на тиаре будто бы аж четыре пары! В действительности их там всего три. Кстати, все эти крылатые быки и львы, встречающиеся и на старых иранских дензнаках, имели одно и то же количество этих своеобразных регалий на коронах.

Крылатый бык из Персеполиса в какой-то мере новодел. Потому как на руинах древнего города не сохранилось ни одной химеры с неповрежденным лицом. У всех они намеренно разбиты или выцарапаны религиозными фанатиками и просто равнодушными к своим истокам людям. Удивительно, что в Персеполисе вообще что-то уцелело. Помните, как в романе Ивана Ефремова «Таис Афинская» в главе «Рок Персеполиса» говорится об уничтожении города: «Безумие разрушения охватило сподвижников Александра. С воплями восторга и боевыми кликами воины хватали факелы и разбегались по дворцам, поджигая все, разбивая лампионы, опрокидывая чаши с горящим жиром и маслом... Люди взирали на пожар с суеверным ужасом, будто не руки Александра и маленькой афинянки сделали это, а силы подземного мира и ввергнутых туда титанов вырвались на поверхность Геи»?

Рис. 12

Вам это ничего не напоминает? Войны последних десятилетий на Ближнем Востоке стали настоящим бедствием не только для миллионов людей в этом обширном регионе, но и для огромного количества бесценных древностей и артефактов. В том числе и для героев этого повествования. Под кувалдами и перфораторами боевиков «Исламского государства» канули в лету шеду из музея в иракском Мосуле, который считался вторым по величине в стране (в 2015 году на эту тему даже была выпущена памятная почтовая марка «Уничтожение иракских древностей» (рис. 11)).

Памятная медаль Чарльстонского музея (США)

Превращены в кучи осколков и по-своему неповторимые гении-охранители Калаха. Те самые, что выступали «натурщиками» для художника иракской марки 1967 года. Да и крылатый человекобык, послуживший прототипом для создателей иракских банкнот, скорее всего уже давно не существует в оригинале. Ведь хорошо известно, что вторжение сил США и их союзников в Ирак в 2003 году в корне изменило лик некогда богатейшего Национального музея Ирака в Багдаде (тогда в разгар уличных боев служащие покинули здание музея, после чего в течение двух суток его беспрепятственно грабили мародеры. Из 15 тысяч утраченных экспонатов удалось найти и вернуть лишь треть. – Ред.).

Да, неповторимые памятники древности и уникальные артефакты портились и разрушались на протяжении практически всей человеческой истории. И сегодня это происходит не только в огне ближневосточного пожара. Но очень важно понять, что их не становится больше. А поэтому и охранять их человечество обязано всеми возможными способами!

Текст и фото: Рольф МАЙЗИНГЕР