Инновационная деятельность в туризме

№2 (61) 03-04/2019

Процессы глобализации требуют поиска новых форм и способов удовлетворения постоянно изменяющихся и возрастающих потребностей туристов. В связи с этим максимальной реализации туристского потенциала страны

будет способствовать разработка инновационных проектов в сфере туризма и повышение эффективности казахстанских туркомпаний.

Особенности инновационной деятельности

Сегодня туризм является лидирующей отраслью экономики многих стран, а его динамические инновационные темпы развития признаются экономическим парадоксом столетия. В 39% стран туризм является основным источником дохода в бюджет, а для 82% стран выступает в качестве одной из основных отраслей экономики [1].

По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), вклад туризма в мировую экономику эквивалентен 11-12% мирового валового национального продукта. В абсолютном выражении доходы от туризма уступают только доходам от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. В некоторых странах туризм обеспечивает более четверти всех поступлений в казну. Франция, Испания, Швейцария, Италия и даже Венгрия и Чехия получают от 15% до 35% валового национального продукта от индустрии туризма. Для Кипра этот показатель еще выше: 45% [2].

В современных экономических условиях такие понятия, как жесткая конкуренция, подверженность инновационным процессам, быстрые темпы развития, являются нормой. Туризм тоже работает по данным принципам. Задача государства при этом – обеспечение благоприятных условий для индустриально-инновационного развития данной отрасли путем совершенствования законодательной базы и создания привлекательной почвы для притока инвестиций. Для достижения поставленной цели необходимо направить свободные средства на развитие наукоемких отраслей, которые будут стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики, в том числе индустрию туризма.

В связи с интенсивным развитием и усложнением сферы туризма, разнообразием его форм и элементов становится все больше участников туристского рынка, а также экономических связей между ними. В туристское производство вовлекаются как предприятия национальной экономики, так и зарубежные корпорации. Для обслуживания туристской системы используются не только туристские агентства, но торговые предприятия, страховые компании, банки. Косвенное отношение к туриндустрии также имеют общественный транспорт, учреждения культуры, лечебные и медицинские предприятия, учреждения по организации связи. Таким образом, инновации в сфере туризма затрагивают самый широкий спектр инфраструктурных организаций.

При этом инновации нужны не только, чтобы зайти на рынок и занять свободную нишу, а и для того, чтобы удержаться и выжить в конкурентной среде. Есть два вида инноваций, применимых для разных ситуаций: кризисная инновация и инновация развития. Кризисная инновация – это грамотное решение, направленное на спасение товара (услуги) от исчезновения путем использования новых подходов. Срок реализации такого вида инноваций очень короткий. Инновация развития направлена на предупреждение старения существующего турпродукта или товара. Срок ее реализации – средне- или долгосрочный период.

Таким образом, готовый и функционирующий туристский продукт подлежит постоянной модернизации. Производственная среда в туристской деятельности постоянно меняется, и вместе с ней нужно не только внедрять новые продукты, но и адаптироваться к изменениям, которые она предлагает.

Сущность инноваций

Сущность инноваций в туризме заключается в том, что они подразумевают создание новых туристских маршрутов, проектов и реализацию турпродуктов, внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов. Это, например, развитие событийного туризма, гастрономических туров. 

Инновации в туризме – сложный процесс, в котором задействованы как граждане (потребители туристских услуг), так и организации, предоставляющие их, органы местного самоуправления и т. д.

Основными принципами инноваций в туризме являются:

  • научная обоснованность;
  • развитие туристской отрасли в регионе, которое должно производиться с учётом местных условий и возможностей (экономических, природных и др.);
  • появление нового продукта на рынке туристских услуг, способствующего разработке других, более совершенных проектов, дающих возможность их финансирования;
  • безопасность;
  • любые инновации в туризме не должны причинять вред путешественникам, природе, что особенно актуально для экстремальных видов отдыха, а также не противоречить другим принципам глобального этического кодекса туризма.
Инновации в сфере информационных технологий

Туристские предприятия всегда были активными сторонниками внедрения новых технологий, в том числе и таких, как глобальные распределительные сети. Современные достижения в области телекоммуникаций, сетевых объединений, создания и обработки баз данных и электронного маркетинга предоставляют новые возможности для туристского бизнеса. Поэтому основная сфера изменений и инноваций в туризме имеет отношение к использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

ИКТ придают иную ценность туристским продуктам и поддерживают развитие производственных цепочек и кластеров. Информационными технологиями покрывается все значимое для туризма пространство (информация о дестинациях, размещение, транспорт, пэкидж-туры и услуги), а также осуществляется активный контроль наличия таких услуг.

Широкое развитие ИКТ изменяет роль, которую играют в туризме тур-
агенты, туроператоры, организаторы конференций, торговые агенты и т. д. С одной стороны, системы информационных и коммуникационных технологий, предоставляя новейшую детальную информацию о наличии продуктов и ценах на эти продукты, влияют на рост продаж и доходы. С другой стороны, широкое использование новейших информационных технологий облегчает установление прямых связей между производителями (гостиницы, авиаперевозчики) и потребителями. Последние в возрастающем объеме используют ИКТ для планирования и подготовки своих путешествий. Они ищут специализированные и легкодоступные продукты и хотят напрямую общаться с производителями услуг. В туристской отрасли это может привести к сокращению операционных издержек и процессу перекачки денежных ресурсов на неорганизованный рынок. Вследствие этого туристские компании неизбежно должны применять инновационные методы для обеспечения роста своей конкурентоспособности.

Инновационный подход в туристском бизнесе

Следует отметить, что влияние инновационных циклов на развитие туризма игнорировалось в течение длительного времени. Страны традиционного туризма потратили последние 50 лет на развитие индустриальных методов, чтобы совладать с растущим туристским спросом. Меры, которые принимались государствами по продвижению туризма, способствовали сохранению структур, шансы которых на выживание в долгосрочном периоде были бесперспективными. Поэтому они были застигнуты врасплох интернационализацией туристского спроса и появлением новых конкурентных регионов [3].

В передовых туристских компаниях резервируют значительную долю своего общего бюджета на исследования и развитие, которые стали частью ежедневного планирования. Инновации становятся желаемым и контролируемым процессом, являющимся сейчас объективным дополнительным фактором производства.

На развитие туризма большое влияние оказывает мотивация и интересы потребителей услуг. Они все чаще характеризуются тщательным отбором мест, которые туристы хотят посетить, вниманием к различным аспектам обслуживания и его качеству, а также проблемам охраны окружающей среды, традиционным культурам и жизни местного населения. Это приводит к большей сегментации рынка, развитию новых форм туризма – особенно тех, которые связаны с природой, сельскими районами и культурным достоянием, внося изменения в традиционные программы туристских поездок.

К инновационным проблемам обычно примыкают инвестиционные. Не отвергая необходимость исследования и привлечения инвестиций, большие резервы по усилению инновационной направленности туризма видятся в организационных изменениях. В туристском бизнесе абсолютно необходимой становится ориентация на удовлетворение потребностей отдельной личности с ее разнообразными запросами.

Нововведения, в том числе и в международном туризме, представляются комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения уже известной или вновь возникшей общественной потребности [4].

Выводы

Деятельность туристской организации разнообразна, поэтому нужно выделить ключевые пространства, внутри которых необходимо устанавливать по мере необходимости цели инноваций. Такие пространства дают значительные ориентиры действий.

Фундаментом для формирования портфеля инноваций является аналитическая работа по изучению состояния и тенденций развития туристского рынка в целом и активности его участников в частности.

Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристских организаций являются предоставление налоговых льгот инновационно активным организациям; осуществление научно-технической, разумной налоговой и кредитно-финансовой политики; создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций; совершенствование систем амортизационных отчислений; установление приоритетных направлений развития науки.

Конечная цель инновационной политики – активация инновационной деятельности в отечественном туризме. Для рационального использования ресурсов, имеющихся в каждом регионе, и в целях ответственного и устойчивого развития туризма большое значение приобретает планирование и разработка инновационных программ как составной части комплексного социально-экономического развития региона. При этом нужна не подгонка местных условий под желание достигнуть многого за короткие сроки, а обоснованный и взвешенный план действий индустриально-инновационного развития туристской отрасли и создание востребованного туристского продукта, его продвижение и реализация [5]. 

Список использованных источников

Мирскова А. А. Особенности инновационной деятельности в сфере туризма. – https://novainfo.ru/article/?nid=4083

Роль туризма в мировой экономике. – http://www.economicdiscuss.ru/diecs-291-1.html

Документы и материалы Всемирной туристской организации.

Материалы Всемирного конгресса ASTA, состоявшегося 6–11 ноября 2005 г. в Монреале.

Никитинский Е.С., Рустембаев Б.Е., Габдуллина М.Х., Аяпбекова А.Е. Туризм мен туристік қызметті басқарудың тұрақты даму теорисы мен тәжірибесі: оқу құралы –Астана, 2013.

Текст: Камилла ШАИТОВА, магистрант; Евгений НИКИТИНСКИЙ, научный руководитель, д.п.н., профессор университета «Туран – Астана»