В кризис надо действовать сообща: уроки TTM+ 2016

№3 (44) 05-06/2016

В Чиангмае, крупнейшем городе северного Таиланда и культурной столице страны, с 8 по 10 июня прошла Международная туристическая выставка Thailand Travel Mart Plus (TTM+).

Улыбайся с нами!

В огромных павильонах нового – с иголочки – Международного конференц-выставочного центра, расположившегося в живописном месте у подножия гор, собралось около 850 участников главного туристического мероприятия королевства, проводящегося в формате B2B. Среди них были 344 экспонента, представлявших тайские отели, курорты, туроператоров и турагентов, а также стран-соседей по бассейну Большого Меконга (Вьетнам, Мьянму, Лаос, Камбоджу). К ним из 56 стран приехали 345 покупателей (пятерку лидеров составили Китай, Великобритания, Австралия, Индия и Италия), а международные СМИ прислали на освещение выставки порядка 150 журналистов, в числе которых, благодаря любезному приглашению Московского офиса Туристического управления Таиланда (ТАТ), был и корреспондент журнала «Мир путешествий» – единственного издания, представлявшего Казахстан.

В этом году выставка, проходившая уже в 15 раз, впервые покинула столицу Бангкок. Такое решение было стратегическим: во-первых, открыть гостям туристический потенциал этого удаленного от побережья региона страны с его древней историей, восходящей к королевству Ланна, и уникальным культурным наследием, а во-вторых, север и северо-восток государства рассматриваются сейчас как плацдарм между Таиландом и упомянутыми соседними странами.

Девизом же нынешней выставки стали слова «Улыбайся с нами!», отсылающие к неофициальному названию королевства и отражающие одну из главных характеристик философии «тайнесс» – тайского образа жизни.

Эра спортивного туризма

Одной из основных тем TTM+ этого года стал спортивный туризм, что не удивительно: спорт продолжает оставаться любимой игрушкой человечества, находящего в нем отдушину от политических и социальных потрясений. Важность развития этого вида туризма в стране показал тот факт, что презентацию спортивного туризма, открывавшую работу выставки, проводила министр туризма и спорта г-жа Кобкарн Ваттанаврангкул, подчеркнувшая, что «спорт всегда играл важную роль в жизни тайского народа, и наше правительство прекрасно понимает его значение для создания атмосферы единства в стране. Так почему бы нам не поделиться тем, что мы имеем, с нашими друзьями со всего мира?».

Она рассказала, что в королевстве создана великолепная спортивная инфраструктура, привлекающая как профессионалов, так и любителей: более 300 полей для гольфа, 4 национальных учебно-тренировочных центра (в Сарабури, Накхонратчасиме, Сонгкхле и Чиангмае), более 5000 спортивных залов для занятий тайским боксом, имеющим огромное число поклонников на всех континентах. В каждой провинции проложено множество велосипедных дорожек, а на побережье действуют знаменитые во всем мире дайвинг-клубы. Таиланд как никакая страна позволяет совместить отдых на роскошных курортах и занятия спортом. А насыщенный календарь международных спортивных соревнований делает страну привлекательной и для болельщиков.

«Таиланд вступает в эру спортивного туризма, и я хотела бы пригласить всех вас присоединиться к нам», – сказала в заключение г-жа министр.

Вместе к процветанию

Но, пожалуй, ключевым событием TTM+ стала состоявшаяся на второй день большая совместная пресс-конференция руководителей высшего звена туристических отраслей пяти стран субрегиона Большого Меконга: Камбоджи, Лаоса, Мьянмы, Вьетнама и Таиланда. Начальные буквы названий этих стран в английском варианте и составили аббревиатуру в девизе, отразившем суть мероприятия: «CLMVT: вместе к процветанию».

Именно благодаря совместным действиям, как подчеркивалось на пресс-конференции, указанные государства показали рекордные турпотоки в свои страны в прошедшем году: Мьянма – 4,68 млн туристов (по сравнению с 2014 годом – увеличение на 52% !), Лаос – 4,7 млн (+13%), Камбоджа – 4,78 млн (+6,1%), Вьетнам – 7,9 млн (+0,9%), Таиланд – 29,8 млн (+20%). Но, главное, что планируется сделать в ближайшее время и что приоткрывает завесу над развитием туризма в будущем (по крайней мере, в этом регионе) – создание единого турпродукта, позволяющего туристу в одной поездке охватить сразу несколько стран.

Для достижения этой цели, как рассказал в своем выступлении глава ТАТ г-н Ютасак Супасорн, потребуется, прежде всего, решить две задачи: создать единую визу для посещения всех указанных стран (это планируется осуществить в течение двух лет) и обеспечить дальнейшее развитие сети автомобильных дорог, что позволит, например, запустить такой интересный проект, как туристические караваны на мотоциклах.

Символичной в конце пресс-конференции стала церемония, когда капитаны туризма своих стран взяли в руки лейки и стали поливать растения, вынесенные на сцену тайскими красавицами в национальных одеждах. Думается, такая сплоченность уже совсем скоро принесет достойные плоды.

Желтый день календаря

Второй день выставки получился особенно интересным на события. Уже утром, встретившись с нашими тайскими провожатыми, мы обнаружили, что все они одеты в желто-золотое. Эта же краска доминировала и в павильонах выставки. Да и вся страна, как мы узнали позднее, в этот день словно переливалась золотистыми оттенками. Так жители королевства отмечали 70-летие восшествия на престол нынешнего короля Таиланда Пхумипона Адульядета (Рамы IX).

9 Июня таиланд окрасился в желто-золотистые цвета: вся страна праздновала 70-летие восшествия на престол короля рамы ix

Тайская часть делегации СНГ во главе с директором Московского офиса ТАТ Иумпорн Джирагалвисул (вторая справа)

В Таиланде особое значение придают не дате или году рождения, а дню недели, в который вы родились и которому, по буддийской традиции (впитавшей, впрочем, и индуистскую мифологию), соответствует собственный цвет. Для понедельника (а именно в этот день недели 5 декабря 1927 года родился Рама IX) – это желтый. Поэтому в такие праздничные дни, как день рождения короля, день восшествия на престол, день коронации, жители страны обязательно надевают что-нибудь желтое в знак почтения к любимому монарху. Нынешний праздник не стал исключением. Самая важная церемония началась утром на главной площади королевства – перед Храмом Изумрудного Будды в Бангкоке, куда в полном составе прибыли члены правительства во главе с премьер-министром генералом Праютом Чан-Оча. Здесь за здоровье короля и процветание нации молились 770 буддийских монахов. Аналогичные церемонии состоялись и во всех остальных городах и селениях.

Мы же отметили это событие во время красочного вечернего банкета Lanna Night, организованного для участников выставки, на котором выступившая министр туризма и спорта провозгласила три тоста: за здоровье короля, за Чиангмай и за развитие туризма.

Королевские уроки

О короле Пхумипоне (что означает «хранитель мира»), роли личности в истории и связи с прошедшей выставкой хочется сказать отдельно. Родившийся в США, где в Кембридже учился его отец, и сам получивший прекрасное образование в Швейцарии, он стал одним из самых популярных монархов за всю историю страны, участвуя в проведении ряда важных экономических и социальных реформ.

Именно король одним из первых понял, какую роль станет играть туризм в послевоенном обустройстве мировой экономики. С 60-х годов начинается становление туристической отрасли в королевстве: строятся отели, спа-салоны, развлекательные центры, оборудываются пляжи. По всему миру открываются офисы Туристического Управления Таиланда. В итоге к рубежу века – в 2000-м году – королевство посетило 9 млн туристов, принесших казне около 20 млрд долларов, что составило примерно 7% ВВП. А согласно методике Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), учитывающей не только прямые доходы, но косвенное воздействие индустрии туризма (а это инвестиции в бизнес и сферу развлечений, государственные расходы, капитальные вложения), – доля ВВП от туризма достигает сейчас 20%.

Выставку открывал вице-премьер и министр иностранных дел Таиланда генерал Танасак Патимапракорн (второй справа)

Кстати, на прошедшей выставке руководство Министерства туризма и спорта привело самую свежую статистику: в январе–апреле этого года число иностранных туристов выросло до рекордных 11,7 млн, увеличившись на 14,12% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года (прежде всего, за счет туристического бума в Китае), а всего в 2016 году ожидается прибытие 32 млн туристов, которые принесут стране 69 млрд долларов.

Жаль, что среди сотен участников TTM+, приехавших из разных уголков планеты, Казахстан представляла одна-единственная туристская компания – алматинская Amari Tour. И ни одного представителя государственных структур. А ведь для нашей республики в условиях мирового экономического кризиса и падения цен на нефтепродукты как никогда актуальным становится вопрос диверсификации экономики. Казахстан, благодаря уникальным природным ресурсам, имеет огромный туристический потенциал, пока почти не реализованный. И профессиональное общение с первыми лицами туриндустрии Таиланда, достигшего на этом пути огромных успехов, наверное, было бы вовсе не лишним. Не забудем также, что в качестве одного из приоритетных направлений развития отечественного туризма сейчас рассматривается проект возрождения Великого Шелкового пути во взаимодействии с другими странами региона. И опыт успешного сотрудничества Таиланда со своими соседями, ярко продемонстрированный на выставке, мог бы также стать актуальным.

Тайцы развеивают миф о «слабом поле» (показательные выступления по тайскому боксу)

С другой стороны, участие в TTM+ открывает и большие возможности для тех из казахстанских туроператоров, кто работает на выездной туризм. Ведь фактическое закрытие египетского направления, теракты в Турции и нестабильное положение на Ближнем Востоке в целом неизбежно приводят к переориентации туристского потока (пусть и сократившегося из-за кризиса, но не исчезнувшего), в том числе и в Страну улыбок. И здесь выиграет тот, кто сможет уловить свежие веяния и предложить качественно новый продукт, что как раз и дает участие в подобных мероприятиях.

Что ж, будем надеяться, что одного года для осмысления ситуации нашим соотечественникам будет достаточно, и участие Казахстана в следующей выставке TTM+ (которую, кстати, на будущий год вновь планируется провести в Чиангмае) станет более заметным. 

Текст и фото: Владимир КАКАУЛИН