Новый сезон «игры престолов» как путеводитель по пляжному отдыху

№4 (63) 07-08/2019

 Стартовавший седьмой сезон «Игры престолов», очевидно, станет главным хитом туристического сезона. Не только по времени показов (июль – август),

но и по влиянию на выбор мест отдыха миллионов туристов.

Сегодня страны и регионы участвуют в непрекращающейся борьбе за кинопродюсеров: от них потоки туристов зависят не меньше, чем от туроператоров. Так действует «рибейт» (англ. rebate — «скидка») — возмещение затрат на кинопроизводство со стороны властей тех мест, где проходят съемки.

Практика ребейтов появилась в США в конце 1990-х как ответ канадским властям. С помощью серии налоговых льгот в 1997 году канадцы добились переноса к себе съемок нескольких голливудских блокбастеров. Продюсеры предпочли Калифорнии более «дешевую» Оттаву. Вскоре рибейты и другие категории бонусов оформились в мощную систему MPI (movie production incentives), принятую во всем мире.

Многие постсоветские республики уже вышли на мировой рынок киногеничных территорий. В Вильнюсе, где проходили съемки сериала Би-би-си «Война и мир», моментально появились тематические кинотуры. Всю прелесть movie-induced tourism ощутил и один из блистательных дворцовых пригородов Петербурга: в фильме Гатчинский дворец одним фасадом изобразил усадьбу Ростовых, а другим — имение Болконских. В образовавшемся дополнительном турпотоке уверенно лидируют британцы.

Показательную эволюцию проделала Грузия. Запущенная в 2015 году система рибейтов изначально была разработана для национальной киностудии. Однако уже через год Колхида стала местом съемок болливудской киносаги о легендарном правителе Сатакарни. Повысит ли успех фильма туристическую привлекательность Грузии на индийском рынке — еще предстоит узнать.

Зачем всем нужен ребейт

Практика показывает: игра в рибейты стоит свеч. Ни один маркетинговый бюджет страны не может сравниться по своей мощности с выходом блокбастера, где четко обозначенная локация съемок становится импульсом для туризма. Да, стопроцентной гарантии тут нет, но если фильм «выстрелит» – туристический рынок отреагирует мгновенно. Эстетский «Отель «Гранд Будапешт» был снят Уэсом Андерсоном в Германии благодаря ребейтам от немецких кинофондов. В итоге поток интеллектуальных киноманов направился в Саксонию, где проходили съемки.

Франция в прошлом году рискнула и пошла на повышение ставки рибейта — в результате получила увеличение только голливудских инвестиций более чем втрое (дополнительные 100 млн евро).
Как следствие — шестая «Миссия невыполнима» снимается именно в Париже.

Южная Корея рассчитывает за предстоящую пятилетку привлечь более 400 млн долларов инвестиций и создать почти 6,5 тысяч новых рабочих мест в кинопроизводстве при достаточно невысокой 10-процентной ставке рибейта.

Туризм 3.0: жить, как в кино

Фундамент туризма 3.0 — не статика достопримечательностей, а динамика впечатлений. Поэтому инвестировать в кинообраз, накрепко привязав его к территории, экономически целесообразно.

Каноническим примером продвижения туристического направления через культовую киноэпопею по книге Толкиена стала Новая Зеландия.

В Англии благодаря «кинопоттериане» ищем (и легко находим) платформу 93/4. Волшебный промысел вокзала Кингс-кросс оброс инфраструктурой и сделал его объектом самостоятельного туристического интереса.

Исландия не намолится на «Игры престолов». Хвала королям: натурная пещера Грётагья еле выдерживает поток фанатов, а исландская крона в 2016 году значительно укрепилась по отношению к доллару и евро. Туристические маршруты, связанные с культовым сериалом, определенно войдут в учебники по маркетингу.

Таиланд качественно расширяет географию турмаршрутов благодаря нехитрому приему. Время от времени за «на этот раз — самое настоящее» место съемок фильма «Пляж» выдаются острова, которые нуждаются в дополнительной раскрутке.

Лучше поделиться, чем потерять доходное позиционирование — именно так рассуждали власти испанской деревушки Хускара, согласившись выплачивать 12% доходов от туризма правообладателям «Смурфиков» (ранее статус мультрезиденции испанская деревушка присвоила себе самозахватом).

Швейцария диверсифицирует свои турпотоки, десятилетиями делая ставку на Джеймса Бонда. Фильм «На секретной службе Её Величества» (1969) до сих пор кормит резидентов попавшего в кадр Шильтхорна. На склоне пика Бернского нагорья действует целый «агентский» мемориал, включая спагетти его имени в местном ресторане и интерактивную выставку Bond World 007.

Оценив бондиану как туристический магнит, пару лет назад соседний Восточный Тироль провернул операцию, сделавшую бы честь и MI-6. Настоящим суперагентом показал себя директор канатных дорог Зельдена, выполняя миссию по привлечению киногруппы фильма «Спектр» в регион. Были и тайные поездки в Лондон на встречу с продюсерами, и накал борьбы между кантонами... В итоге съемки 24-го фильма киноэпопеи оправдали все хлопоты: «чистыми» киношники оставили на склонах Альп почти 9 млн евро, а вокруг трехдневного пребывания Дэвида Крейга на леднике построена новая легенда.

Открытия ребейта этого лета. Куда едут фанаты Mama Mia!

Задумавшись о съемках сиквела мюзикла Mama Mia!, который в 2008 году обрушил туристическую волну на греческие острова, продюсеры получили более привлекательные условия от хорватских властей и выбрали остров Вис на Адриатике. Теперь поклонники Мерил Стрип, Пирса Броснана и Колина Ферта, а также музыки ABBA (после выхода фильма летом 2018 года) заполнят дикие пляжи пока еще тихого островка.

Кстати, в самом сюжете жизнерадостного блокбастера есть тема привлечения туристов: героиня Мерил Стрип, хозяйка миниотеля на маленьком острове, мечтает, что интернет поможет его разрекламировать и она, наконец, сможет заработать. На её реальных греческих прототипов, владельцев частных гостиниц, посыпались деньги после выхода первой части Mama Mia! Узнав, что съемки «ушли» в Хорватию, уже и так избалованную «Игрой престолов», греки кусают локти и ругают власти за скупость в предоставлении рибейтов.

По иронии судьбы давным-давно Вис принадлежал Элладе: в IV веке до н. э. здесь было основано первое греческое поселение на Адриатике — Исса. Как когда-то древние греки были вынуждены покинуть плодородный остров под натиском Рима, так и сейчас они уходят побежденными с поля боя за кинобюджеты и следующие за ними туристские потоки.

Нынешняя голливудская империя сопоставима по влиянию с Римской в эпоху ее расцвета: «Цезари» XXI века, могущественные продюсеры, завоевывают не земли, а ребейты.

Текст: Наталия Белякова, Михаил Дольников, Екатерина Осипова – все Forbes Contributor

www.forbes.ru/forbeslife (печатается в сокращении).

Фото из открытых источников