Хрустальные симурги Тегерана

№3 (38) 05-06/2015

 

С 25 апреля по 2 мая в Тегеране прошел 33-й Международный кинофестиваль Fajr. Ни на красных дорожках, ни в кулуарах этого фестиваля не увидишь дам в декольтированных платьях, званые приемы проходят без алкогольных напитков и тостов, ведь Иран – исламская республика.

Творческая жизнь в фестивальном центре Mellat Cinema Complex бурлила допоздна: в нескольких кинозалах шли показы фильмов, пресс-конференции проводились сразу после просмотров, порой это случалось ближе к девяти часам вечера. Но журналисты и в этот час были неутомимы. Там же в рамках Tehran Film Market встречались кинопрокатчики и проходили мастер-классы выдающихся кинематографистов. Аббас Киаростами посвятил свой мастер-класс документальному кино, классик польского кино Кшиштоф Занусси – актерскому мастерству, а китайский продюсер Джанг Вей поделился секретами съемок экшн-фильмов на примере боевиков с участием Джеки Чана.

Просмотры проходили в многозальном кинотеатре Tehran’s Azadi Cinema, который был доступен для всех горожан. Всего в Тегеране было представлено 196 фильмов из 28 стран. В отборочную комиссию поступило 320 картин из 80 стран, из них 28 были отобраны в конкурсные программы, 14 – в программу «Мировое кино», 14 – на конкурс исламского и азиатского кино. Кроме того, была еще секция Art and Experience.

В конкурсную программу попали картины практически всех жанров, даже комедии. К примеру, комедия «Сахарница» (дебют иранского режиссера Али Моллаголипура) прошла с огромным успехом у зрителей. Дебютанту удалось с юмором рассказать о насущных проблемах одной молодой семьи и о том, как нелепо глава семьи пытался их разрешить. Нельзя было без волнения смотреть картину «Безграничный» иранского режиссера Амирхoссейна Асгари. Это захватывающая история о том, как рано приходится взрослеть детям в зоне военных конфликтов и как порой они лучше взрослых могут приспособиться к жизни и установить мирный диалог с врагом. Обе эти иранские ленты не остались без призов.

У каждого конкурса было свое международное жюри. Его решением в секции мирового кино приза за лучший фильм была удостоена индийско-канадская лента «Сиддхартх» (продюсер и режиссер Ричи Мехт). В конкурсе исламского и азиатского кино лучшей признана китайская лента «Норжима» (продюсер Батуменгке, режиссер Байян Еруул), рассказывающая о событиях Второй мировой войны. Главная героиня ленты Норжима спасла жизнь двум военнопленным, советскому и японскому. Образ Норжимы создала актриса Бадема, получившая приз за лучшую роль. Стоит напомнить, что у нас она известна благодаря фильму Никиты Михалкова «Урга: территория любви», в котором снялась более 20 лет назад. Сценаристы данной ленты были названы лучшими в своей номинации.

Еще одну из секций оценивало женское жюри, состоявшее из пяти кинематографисток разных стран. Их решением были отмечены иранская комедия «Сахарница» и историческая лента «Курманжан датка» киргизского режиссера Садыка Шер-Нияза. Напомним, что в октябре прошлого года эта картина открывала в Алматы кинофестиваль «Бастау».

Всем победителям вручали «хрустальных симургов». Симург – фантастическое существо в иранской мифологии, птица справедливости и счастья.

Сам фестиваль оставил у меня желание вновь вернуться в эту гостеприимную страну, столица которой из-за живописных горных панорам так напоминает Алматы.

У фестивального центра Mellat Cinema Complex в день открытия кинофорума
Город тридцати музеев

Один из самых больших городов Ближнего Востока, раскинувшийся у подножья горного хребта Эльбурс, порадовал приветливостью горожан, чистотой улиц, обилием парков (их около 800) и выгодным шопингом. По городу можно передвигаться на такси (цены вполне приемлемые) или на метро (мужчины и женщины в нем пользуются разными вагонами). Для пешей прогулки можно выбрать знаменитый бульвар Вали-Аср протяженностью 18 км. Повсюду можно встретить туристов из Европы, стран постсоветского пространства, которые путешествуют зачастую дикарями и без проблем перемещаются из города в город. К слову, самые активные из гостей фестиваля рискнули самостоятельно съездить в древний город Исфахан, известный огромным количеством мостов, мечетей и дворцов, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В мире он славится также как город мастеров, где производят ковры, текстиль, расписную посуду и восточные сладости. Как оказалось, добраться до него из Тегерана можно на автобусе за 10 долларов. А имея на руках туристскую карту, все достопримечательности города-музея можно изучить самостоятельно. Но в целях экономии времени советую это делать с помощью гида, имеющего автомобиль, – его услуги обходятся в 100 долларов.

В числе наиболее запомнившихся достопримечательностей Тегерана была Башня Свободы (Бордже Азади) – архитектурный символ города, называемый «воротами в Тегеран». Она целиком выстроена из исфаханского белого мрамора. Но самая высокая башня в городе – телебашня Бордже Милад (435 м), четвертая по высоте в мире. А по пути из аэропорта взоры приковывает одна из величественных мечетей мегаполиса. Ранее мне доводилось бывать в ней – она вмещает не один десяток тысяч человек. Оказавшись в ней в час намаза, испытываешь потрясение.

Яркие впечатления оставил и визит в музей иранской кинематографии. Его уютное здание утопает в зелени, музейный комплекс украшают памятники великих персидских поэтов и мыслителей. В музее собраны уникальные фотодокументы, киноаппаратура, реквизит, несколько залов отведены наградам иранских кинематографистов. Напомним, что посланцы Ирана не раз становились призерами казахстанских кинофестивалей «Евразия» и «Шакен жулдыздары».

Всего же, по словам советника Иранского культурного центра при посольстве ИРИ в РК Аскара Собери, в Тегеране насчитывается более 30 музеев. Так, в Национальном музее хранятся археологические находки доисламского Ирана. В музее Реа Аббаси – образцы живописи и каллиграфии. При музее Расам действует школа коврового искусства с коллекцией уникальных ковров. Заслуживает внимания музей стекла и керамики с драгоценными изделиями из хрусталя, перламутра, золота и лазурита, а также музей шахских драгоценностей Центрального банка Ирана, в котором хранятся короны Пехлеви.

– В последние годы в нашей стране туристическая отрасль бурно развивается, – говорит г-н Собери. Отправиться в Иран можно обратившись в казахстанское или иранское турагентство (в ближайших планах – создание казахстанско-иранского агентства). Но можно путешествовать и как частное лицо. Кого-то привлекают наши исторические памятники, кто-то едет в Иран на шоп-тур (за коврами, к примеру), популярен медицинский туризм, так как у нас высокое качество медицинских услуг по доступным ценам. Сегодня к нам приезжают лечиться из арабских стран, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана.

Что касается маршрутов, то путешественники традиционно прилетают в Тегеран. В этом мегаполисе памятники старины соседствуют с уникальными современными сооружениями. Мы гордимся трехэтажным мостом (включающим надземный и подземный уровни) протяженностью 25 км. Это крупнейший проект в Азии.

Ознакомившись с музеями, дворцами, библиотеками, удивительной красоты лесами и горами в окрестностях Тегерана, туристы едут, как правило, в город Кум (135 км от столицы), а затем в Исфахан и Шираз. Все они находятся на юге. Но многие выбирают северное направление, то есть Мазандаран, а затем Гелян.

Остается добавить, что автору этих строк во время посещения Ирана в 2007 году довелось побывать в древнем городе Мешхед: тогда нам вместе с паломниками из других стран посчастливилось попасть на пятничный полуденный намаз в мечети имама Резы (восьмого шиитского имама), сооруженной в 14 веке. Мечеть – лишь часть огромного архитектурного комплекса под названием Мазар имама Резы. 

Текст: Зухра ТАБАЕВА

Фото: Зухра ТАБАЕВА, Павел БАЙДИКОВ