Глобальные дистрибьюторские системы

№1 (42) 01-03/2016

Туристическая индустрия сегодня представляет собой высокотехнологичную отрасль. В связи с этим использование современных информационных технологий является ключевым фактором успеха в развитии этого бизнеса.

Конкуренция на рынке огромна, туркомпании находятся в постоянном поиске действенных методов, повышающих уровень предоставляемого ими сервиса. И одним из наиболее эффективных инструментов качественного и оперативного обслуживания клиентов в области туризма являются глобальные дистрибьюторские системы (ГДС).

ГДС – это международные компьютерные системы бронирования, появившиеся в середине 60-х гг. прошлого века, позволившие ускорить процесс резервирования авиабилетов и осуществить его в режиме реального времени. Крупнейшими ГДС в мире являются Sabre, Abacus, Amadeus, Galileo, WorldSpan. Кстати, на основе опроса читателей влиятельного отраслевого издания Travel Weekly, лучшей ГДС в 2015 году признана Sabre.

В настоящее время ГДС имеют прямой доступ в режиме реального времени к базам данных практически всех судоходных и авиакомпаний, железных дорог, гостиничных цепей, туристских фирм и центров, фирм по прокату автомашин и др. Более 600 тыс. туристических агентств, подключённых к терминалам ГДС, имеют возможность предоставлять своим клиентам полный спектр услуг по бронированию в режиме реального време-ни. В США, например, более 90% турагентств связаны в ГДС. Эти системы занимают значительную долю туристского рынка: на них приходится по разным оценкам от 40 до 60% продаж.

Турагент, имеющий терминал ГДС, может мгновенно проверить наличие мест и осуществить бронирование для клиента. В результате этого повысилось качество услуг за счет уменьшения времени обслуживания клиентов, увеличения объемов и разнообразия предлагаемых услуг. Высокая надежность и удобство этих систем резервирования способствовали их быстрому и широкому распространению по всему миру. Поэтому не удивительно, что индустрия ГДС продолжает развиваться. Председатель правления корпорации Sabre Том Кляйн, говоря о ситуации на рынке ГДС, отметил: «Индустрия ГДС процветает и показывает в глобальном масштабе стабильный рост в размере 4–6%. Рост числа пассажиров находится в диапазоне от 4,5% до 5%, и я думаю, ГДС будут двигаться в ногу с этим цифрами...» (http://www.travelweekly.com/).

Далее, отмечая текущие глобальные тренды, Том Кляйн подчеркнул: «Сегодня мы должны обратить особое внимание на развитие современных мобильных технологий, чтобы предоставлять клиентам необходимую им информацию в режиме реального времени. Здесь мы видим большие перспективы и вкладываем средства в развитие этого направления. Я думаю, такие продукты, как TripCase, обеспечат более глубокое понимание потребностей рынка…».

Казахстанские предприятия сферы туризма также по достоинству оценили преимущества ГДС и успешно пользуются ими в своей деятельности. Количество пользователей этими системами в республике за последние четыре года выросло на 30%. На сегодняшний день уже более 60% отечественных туркомпаний работают с ГДС. Распространение этих систем неизбежно ведёт и к увеличению числа людей, занятых в туристической отрасли.

Асель Нуркебаева, президент Ассоциации туристских агентств Казахстана, считает, что ГДС играют стратегическую роль в развитии отечественного туризма: «Активное развитие ГДС в Казахстане – вопрос времени. Потенциал для их продвижения в республике есть, поскольку наша страна является деловым центром в Евразии для бизнесменов всего мира. Да, у нас пока не развит въездной туризм, но постепенно идет становление отрасли в целом, наблюдается рост предоставляемых услуг, таких как авиа-, ж/д- и автобусные сообщения, не говоря уже об увеличении количества мест размещения. Интегрирование всех этих услуг в ГДС позволит нам за несколько лет наладить систему сбыта и получить доступ к тысячам распространителей по всему миру. Для этого у нас есть политическая воля и растущий интерес бизнеса к сфере туризма, где наличие ГДС является одним из важнейших факторов для продвижения на мировой арене».

Руководитель управления туризма акимата г. Алматы Тимур Дуйсенгалиев отметил, что «активное присутствие на рынке Алматы и Казахстана глобальных систем бронирования, в частности Sabre Travel Network, является показателем возрастающего спроса на инновационные решения для индустрии путешествий и важной роли технологий в бурно развивающейся электронной коммерции. В то же время возможности онлайн-инструментов бронирования и преимущества смартфонов уже сегодня позволяют решать многие задачи, связанные с организацией отдыха и бизнес-поездок. Все это позволяет повышать стандарты и качество сервиса в туризме и одновременно является новым вызовом как для традиционных туркомпаний, так и для крупных игроков ГДС, которым приходится постоянно наращивать операционные возможности системы и спектр предоставляемых услуг».

Следует отметить, что представители отечественного рынка ГДС активно вносят свою лепту в распространение современных знаний и технологий, необходимых для эффективного развития туризма в нашей стране. Так, например, компания Sabre Central Asia ежегодно проводит в Алматы крупнейшую в Центральной Азии международную конференцию, посвященную деловому туризму. Сотни участников данного мероприятия, включая туристические агентства, авиаперевозчиков, представителей гостиничного бизнеса и государственных органов, делятся опытом и обсуждают передовые мировые практики по эффективному управлению бизнес-поездками, технологии оптимизации расходов на командировки и повышения качества туристических услуг.

Во многом благодаря ГДС постепенно растут показатели развития туристической отрасли Казахстана. Согласно отчёту Всемирного экономического форума, Казахстан в этом году занял 85-е место в рейтинге конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий, поднявшись за два года на три строчки вверх.

Если говорить о южной столице Казахстана, то, по данным управления туризма акимата Алматы, она остается абсолютным лидером среди других казахстанских городов по числу приезжающих иностранных туристов: за последние пять лет их количество увеличилось в полтора раза (с 180,3 тыс. чел. в 2010 г. до 288,2 тыс. в 2014 г.). Объем внутреннего туризма также показал за этот срок рост на 100% (от 233,6 тыс. чел. в 2010 г. до 473 тыс. в 2014 г.). Увеличению въездного потока способствовал и безвизовый режим для 19 стран (США, Нидерланды, Великобритания, Франция, Германия и т.д.).

Да, проблем у отечественного туризма немало. Последние два года отчетливо показали их остроту. Но они, пусть и медленно, но решаются. Главное – строго следовать установленным планам, программам и действовать так, чтобы слова не расходились с делом. А сделать предстоит ещё немало. Для развития туризма, как показывает мировая практика, необходима консолидация усилий всех участников туристского рынка.

И, конечно же, без ГДС в этом процессе не обойтись.

О Sabre

Sabre Corporation – ведущий поставщик технологий для мировой индустрии туризма и путешествий, обслуживающий клиентов в более чем 160 странах. Сотни авиакомпаний и тысячи отелей используют программное обеспечение, базы данных, мобильные технологии и решения по дистрибуции Sabre, которые помогают им реализовать ключевые функции бизнеса – такие как бронирование авиаперелетов и проживания в отелях, управление доходами, контроль расписания полетов, развитие сети и ресурсов экипажей. Sabre также управляет лидирующей торговой площадкой индустрии путешествий, связывающей покупателей туристских услуг и поставщиков, с суммарным оборотом более чем 120 млрд долларов США в год. Штаб-квартира компании находится в городе Саутлейк (Техас, США). Подробнее о Sabre смотрите на сайте www.sabre.com.