Будущее виртуального туризма

№6 (53) 11-12/2017

Информатизация – одна из наиболее ярких черт системы общественных отношений развитых стран. Человечество вступило в такой период развития цивилизации,

когда информация и знания играют определяющую роль во всех сферах деятельности людей. Всемирная компьютерная сеть Интернет развивается столь стремительно, что ежегодно число её подписчиков и объем информационных ресурсов практически удваиваются. Не остается в стороне от этого бума и туристский бизнес. Туризм сегодня – это глобальная компьютеризированная индустрия, в которой участвуют крупнейшие авиакомпании, гостиничные цепочки и туристские корпорации всего мира. Туризм в Казахстане – одна из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики.

Виртуальный туризм – вещь достаточно новая, но стремительно набирающая обороты. Благодаря развитию новых технологий и широкому распространению Интернета, каждый человек может не выходя из дома побывать в любой точке земного шара. Виртуальный сектор туризма представлен такими структурами, как туристский интернет-магазин, туристские Web-фирмы, виртуальные институты сервиса и т. д.

Наибольший интерес у клиентов в виртуальном туризме вызывают интерактивные карты и онлайн-аэрофотоснимки. С помощью нескольких сайтов можно попасть в универсальную библиотеку GlobeXplorer, содержащую спутниковые аэрофотоснимки практически всей поверхности Земли. Основными продуктами GlobeXplorer являются средство просмотра изображений ImageAtlas и инструментарий веб-разработчиков ImageBuilder. Они также предоставляют расширения ImageConnect и веб-сервисы для ГИС и САПР [1].

Географическая информационная система (ГИС) предназначена для сбора, хранения, обработки, анализа, управления и представления пространственных или географических данных. ГИС привязана ко многим операциям и имеет множество приложений, связанных с проектированием, планированием, управлением, логистикой, страхованием, телекоммуникациями и бизнесом [2]. ГИС широко применяется в мобильных устройствах с GPS-поддержкой и позволяет отображать их местоположение по отношению к фиксированным объектам (ближайший ресторан, бензоколонка, пожарный гидрант) или мобильным объектам (потенциальным туристам, друзьям, детям, полицейским патрулям), а также ретранслировать свою позицию обратно на центральный сервер для отображения либо другой обработки.

MapQuest – первая торговая марка, представляющая эту новую технологию. С ее помощью потребитель видит интерактивные аэрофотоснимки многих городов, сельских районов и основных туристских достопримечательностей. Соединение аэрофотосъемки и цифровой картографии позволяет туристам легко ориентироваться на незнакомой местности. Например, члены AOL и пользователи MapQuest, планирующие поездку, могут разработать маршрут путешествия, изучить карту и увидеть избранное место с высоты птичьего полета. С помощью функций навигации турист имеет возможность легко двигаться во всех направлениях и визуально находить дороги, реки и другие ориентиры.

Привлекательным и принципиально новым проектом для пропаганды туристских возможностей нашей страны должна стать «Интерактивная (виртуальная) туристская карта Казахстана». Основной принцип её построения должен заключаться в том, чтобы потенциальный турист, совершая виртуальное путешествие по Казахстану, мог получить исчерпывающую интерактивную информацию о стране, её туристских возможностях и привлекательных туристских объектах во всех регионах Казахстана, а также об административных, регистрационных и визовых процедурах, национальных и зарубежных авиакомпаниях, транспортных узлах и средствах передвижения, гостиницах и местах размещения, ценах и перечне оказываемых ими услуг [3].

Сам программный продукт интерактивной карты страны предполагается создать в трёхмерном и мультимедийном изображении на основе видео- и фотосъёмок, чтобы потенциальный клиент мог визуально представить рельеф местности. Очень важно, чтобы туристская карта располагала полными данными обо всех туристско-рекреационных ресурсах, национальных природных парках, заповедниках и заказниках, памятниках природы, представителях фауны и флоры Казахстана в местах их обитания. Особый раздел этой карты должен включать в себя информационные видео- и фотоматериалы об исторических, архитектурных и археологических памятниках и раскопках с возможными мультимедийными вариантами их реконструкции. Для реализации данного универсального проекта необходима заинтересованная поддержка и участие многих министерств и ведомств, местных исполнительных органов, программистов, профессиональных кинооператоров и фотографов, картографов, художников и дизайнеров. Естественно, что создание такой карты будет проходить в несколько этапов, а информационная база интерактивной карты должна постоянно пополняться в связи со строительством и вводом новых объектов туристской индустрии и развитием транспортной инфраструктуры. Можно смело сказать, что данный проект вечен и будет требовать постоянной работы и совершенствования его интерактивных программ.

Виртуальная база объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО была создана благодаря соглашению между ЮНЕСКО и компанией Google в 2009 году. Доступ к ней можно получить с помощью сервиса Google Street View. Среди уже отснятых Google мест – Версальский дворец в Париже, Прага, исторические районы таких городов, как испанские Саламанка и Касерес, итальянские Помпеи, Сиена и Урбино, Стоунхендж и Королевские ботанические сады в Кью в Великобритании. В дальнейшем список объектов планируется расширить, приоритет будет отдан труднодоступным местам [4]. Наша задача состоит в том, чтобы в виртуальную базу объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО вошли и казахстанские памятники и природные объекты.

Отметим, что это не первый проект Google, связанный с переносом мирового историко-культурного наследия в Интернет. В апреле 2009 года открылась Мировая цифровая библиотека, в которой представлены оцифрованные версии книг, журналов, исторических документов, а также кинохроники и аудиозаписи из разных частей мира.

Хорошие долгосрочные перспективы имеет сервис Street View в Google Maps. Первоначально были доступны только фотографии нескольких городов США, но постепенно были отсняты города и интересные объекты во множестве других стран. А через несколько лет мы будем виртуально гулять по улицам всех городов мира. Сегодня сервисом может бесплатно воспользоваться каждый, набрав электронный адрес: http://maps.google.com/.

В настоящее время компьютеризация повседневной жизни не только подтверждает гипотезу о формировании «информационного общества», но и вводит в обиход виртуальную реальность в качестве симуляции реальных вещей и поступков. В условиях стремительного развития компьютерных технологий новая виртуальная реальность представляет собой яркую характеристику повседневной жизни человека и выступает важным фактором изменений, в том числе и в сфере туризма. 

Текст: Евгений НИКИТИНСКИЙ, д.п.н., профессор университета «Туран – Астана»