Прошлое и настоящее Курской Коренной пустыни

№1 (60) 01-02/2019

В те уже далёкие студенческие времена, когда деревья были большими, а до горбачёвской перестройки оставалось ещё несколько лет, о посёлке Свобода,

что в 25 километрах от Курска, я знал только то, что оттуда несколько моих однокурсников. поминание малой родины особого чувства гордости у них не вызывало. Да и чем можно было гордиться обычному советскому свободчанину? В годы гражданской войны идущие на Москву войска Белой армии здесь встречали радостным звоном колоколов. Уже через четыре месяца после начала Великой Отечественной, в ноябре 1941-го, посёлок заняли части вермахта и удерживали его почти полтора года.

Автор (слева) вместе с Иваном и Надеждой Согачёвыми

Правда, были и некоторые положительные моменты. Во время Курского сражения летом 1943 года в Свободе располагался штаб Центрального фронта Красной армии во главе с будущим маршалом Константином Рокоссовским.

Ещё здесь в 1868 году (как говорили раньше – при царизме), по завершении строительства Московско-Курской железной дороги, была построена железнодорожная станция. Благодаря этому великий русский художник Илья Ефимович Репин, творчество которого мы тщательно изучали на худграфе Курского пединститута, побывал в здешних местах и впоследствии под впечатлением от увиденного написал ставшую знаменитой картину «Крестный ход в Курской губернии». Но у советской власти взгляд на религию был как на пережиток тёмного прошлого и, соответственно, сложные отношения с церковью. Наше поколение, кроме особо интересующихся, и ведать не ведало о семисотлетней дореволюционной истории этих мест. Но легенды ходили – на то они и легенды, чтобы передаваться вне зависимости от общественного строя и идеологии. И гласили они вот о чём.

Где-то в двенадцатом веке, в смутную пору разорения и опустошения городов и селений набегами хана Батыя, в эти глухие леса, за 120 вёрст от ближайшего поселения, из Рыльска приехали на охоту несколько человек. Когда запасы воды закончились, они увидели у огромного дерева старую икону Божией Матери «Знамение». И как только один из них её поднял, из земли забил источник.

По возвращении охотники, посоветовавшись, возвели чуть выше упомянутого места деревянную часовню, в которой и установили чудную икону. Позднее здесь был сооружен соборный храм Рождества Богородицы. Князь Василий Шемяка не раз перевозил икону в город Рыльск, но удивительным образом она возвращалась на то место, где нашли ее охотники. А тем временем к источнику стали приходить многочисленные паломники. В конце четырнадцатого века татаро-монголы пытались спалить часовню, но она не загорелась. В ярости икону разрубили пополам. Старец Боголюб нашёл и сложил обе части – они срослись.

Что касается официальной истории, сам царь Федор Иоаннович, третий сын Ивана Грозного, прослышавши о чудесной иконе, в 1597 году издал указ о закладке мужского монастыря. А икону на время перевезли в Москву для поклонения. Её обрамили рамой из кипариса с изображениями пророков из Ветхого завета и поместили в оклад из позолоты и серебра, украшенный драгоценными камнями. Царица Ирина собственными руками расшила золотом пелену для оклада. Украшенную икону Божией Матери «Знамение» возвратили в Коренную пустынь, но ненадолго. В 1604 году многие русские города были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя сыном Иоанна Грозного. Лжедмитрий, готовя поход на Москву, обосновался в Путивле. Чтобы привлечь на свою сторону народ, он затребовал к себе чудотворную икону и при взятии Москвы установил ее в царских палатах. После изгнания Лжедмитрия из столицы икона некоторое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского. В 1713 году над местом явления иконы выросла церковь. Завершённый вид пустынь приняла в конце XVIII столетия благодаря пожертвованиям фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, чуть ранее посетившего святую обитель. По обе стороны Святых ворот расположились настоятельские и братские кельи в два этажа. За кельями были построены два гостиничных двора и большой монастырский сад. Император Павел I пожаловал святой обители земли и мельницу в селе Долгом. С приходом советской власти монастырь, естественно, закрыли. В 1923 году сходы к источнику разобрали, храм Рождества Пресвятой Богородицы взорвали, а на колокольне устроили смотровую площадку для обитателей дома отдыха, каковым стала Коренная пустынь. Сам поселок переименовали в Свободу. Источник зацементировали, даже выставили возле него дружинников. Но вода сразу пробилась в нескольких местах.

Сегодня в Коренной пустыни 16 родников, и каждый из них обладает особыми лечебными свойствами. Все они ручейками сбегают в реку Тускарь. Наравне с Троице-Сергиевой лаврой и нижегородской Дивеевской обителью Серафима Саровского это третий религиозный центр и объект паломничества в России. Ежегодный крестный ход собирает несколько тысяч верующих. К церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник» и к самому источнику каждый день приезжает огромное количество людей, чтобы окунуться в купели и набрать святой воды. Говорят, даже одежда, в которой ты искупался, потом тоже лечит. Самое необычное в этой истории то, что в монастыре находится копия иконы «Знамение», а главная святыня, давшая начало пустыни, была вывезена за рубеж во время Гражданской войны и ныне хранится в православном Знаменском соборе в Нью-Йорке. Один раз в год её привозят из-за океана, чтобы российские верующие могли поклониться и прикоснуться к святыне. Это стало возможным после того, как в 1989 году пустынь снова вошла в Курско-Белгородскую епархию, и монастырь начал новую жизнь.

Мой друг и однокурсник художник Иван Согачёв живёт в ста метрах от главных ворот. Справа от входа на территорию монастыря расположены сувенирные ряды, где его жена Надежда выставляет изделия народных промыслов, а сам Иван – свои работы. Он говорит, что повидал здесь много знаменитостей и, так сказать, высокопоставленных лиц. Известный защитник Белого дома Александр Руцкой в бытность губернатором Курской области в каждый свой приезд покупал его картину и за ценой не стоял. Помнит Иван и визиты Дмитрия Анатольевича Медведева в должности и президента, и премьера России. С юмором рассказывает, как в преддверии высоких гостей в посёлке появлялись суровые люди в одинаковых чёрных костюмах и переписывали всех жителей и дворовых собак. Конечно, ни о какой торговле в это время и речи быть не могло! Советовали даже окна в домах не открывать. Благо, что такое затворничество обычно длилось недолго. Осенью прошлого года Ивану как местному старожилу пришлось стать моим гидом по Коренной пустыни.

Сегодня в Коренной пустыни 16 родников, и каждый из них обладает особыми лечебными свойствами. Все они ручейками сбегают в реку Тускарь. Наравне с Троице-Сергиевой лаврой и нижегородской Дивеевской обителью Серафима Саровского это третий религиозный центр и объект паломничества в России

После реставрации строения монастыря, выкрашенные в небесно-голубой цвет, смотрятся потрясающе! Не так давно в центре обители воздвигли памятник Серафиму Саровскому, уроженцу города Курска. Исцелившись в десятилетнем возрасте с помощью чудодейственной иконы «Знамение» от тяжелого недуга, преподобный неоднократно здесь бывал. Крутые каменные сходы ведут от верхней монастырской площади к нижней церкви. Они удивительно стройно вписываются в общий архитектурный ансамбль, создавая максимальные удобства. Со всех ступенек и площадок виден главный собор и прекрасно слышно совершаемое в нём богослужение. Раскинувшись на высоком живописном берегу Тускари среди громадного парка, он уже издалека манит позолоченными главами храмов и колокольни. 

 

Текст и фото: Александр КИРИЧЕНКО